Юридические советы

В какие сроки рассматриваются обращения граждан

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

В процессе гражданских правоотношений может возникать множество различных ситуаций, требующих вмешательства посторонних органов либо руководства определенных компаний. Для предоставления информации и своих прошений граждане должны подавать письменные обращения. При этом факт подачи такого обращения обязательно должен быть письменно зафиксирован. В этом случае любой государственные органы, а также иные организации обязаны предоставить письменный ответ. Кроме этого, они должны выполнить прошение заявителя, если это в их компетенции.

Законодательство

В связи с тем, что ежедневно от граждан поступает множество заявлений в различные государственные инстанции, а также в другие юридические лица, далеко не все быстро отвечают на входящие письма, а тем более реагируют на них действиями. Поэтому законодательством были установлены сроки, ограничивающие затягивание рассмотрения любых писем, порядок, обязывающий предоставлять письменные ответы.

Информация от граждан может быть подана в разном формате, например, в виде:

Сроки рассмотрения данных заявлений предусмотрены законом, который был создан специально для регулирования данного порядка на федеральном уровне. На основании статьи 12 данного нормативно-правового акта предусмотрены следующие сроки:

  1. Если письмо от гражданина поступило должностному лицу любого вида организации, органов муниципалитета, государственных органов, то рассмотрение не должно превышать 30 дней. Отсчет срока начинается со дня регистрации получения письма.
  2. Исключением из первого пункта является заявление, направленное к высшему должностному лицу конкретного региона РФ либо руководителю высшего исполнительного органа, в котором перечислены сведения о нарушении законодательства относительно миграционных вопросов. Такие письма должны рассматриваться в течение 20 дней.
  3. В случае рассмотрения заявления, указанного в пункте 2, период рассмотрения может быть увеличен до 30 дней, но об этом заявитель обязательно должен быть уведомлен надлежащим образом.

Это основной порядок, применяемый для рассмотрения общих видов заявлений. Однако законодательством также предусматриваются и некоторые исключения.

Отдельные обращения граждан

По своей сути и по различным требованиям заявления бывают разные. Также они могут быть анонимными или официальными. Все это должно учитываться ответственными лицами, которые по законодательству обязаны предоставлять ответы, получив такие письма. Важно знать следующие нюансы, получив письмо, соответствующее отдельной группе, перечисленной в статье 11 вышеупомянутого закона. К особым видам заявлений относятся:

  1. Анонимные заявления, письма, в которых нет сведений о заявителе либо его обратном адресе. Такие заявления оставляются без ответа и без рассмотрения. Однако если в письме содержится информация о планируемом преступлении либо сведения об уже совершенном противоправном деянии, то такое обращение направляется в правоохранительные органы согласно их компетентности.
  2. Заявление, составленное или поданное не по установленному порядку относительно обжалования судебного решения, не подлежит рассмотрению. Оно направляется гражданину в семидневный срок. Вместе с ним составляется разъяснительное письмо, в котором содержатся основные правила обжалования решения суда.
  3. Если письмо содержит в себе нецензурную лексику, оскорбления, а также угрозы, то должностное лицо может оставить такое заявление без ответа относительно самого вопроса, но в письменном ответе указать на недопустимость злоупотреблять предоставленными гражданину правами.
  4. Если текст письма невозможно прочитать по причине его составления на другом языке, непонятным почерком или еще по каким-либо причинам, то оно остается без рассмотрения. А заявитель должен быть уведомлен в течение 10 дней о том, что его письмо осталось без ответа по конкретной причине. Также это правило относится и к тем случаям, когда не понятна сама суть требований и самого заявления.
  5. Если человек направляет повторно несколько раз, то оно будет оставлено без рассмотрения. Но этот человек должен быть уведомлен о причинах оставления его без ответа. Это относится только к тем ситуациям, когда в письме суть обращения не изменяется и не присутствуют дополнительные факты.
  6. Если в заявлении гражданина содержится какой-либо вопрос, ответ на который содержится в сети интернет, законодательных актах или прочих официальных ресурсах, то в течение 7 дней ответ должен быть направлен заявителю с указанием ссылки на данный ресурс.
  7. Если ответ на вопрос гражданина подразумевает разглашение запрещенной секретной информации, то он не предоставляется. А сам гражданин информируется о причинах оставления его без ответа.
  8. Если человек получил отказ в получении определенного ответа по конкретным причинам и эти причины были устранены, то гражданин имеет право на повторное обращение и получение ответа в положенный срок.

Данные правила должны знать, в первую очередь, все должностные лица, так как именно они должны направлять свои ответы гражданам, а если вопрос невозможно рассмотреть по существу, то должен быть дан аргументированный отказ.

Порядок рассмотрения

После поступления письма, заявления или любого иного вида обращения от граждан должностные лица обязаны на него реагировать. Порядок действий должен быть следующий:

  1. Обеспечить объективное полноценное рассмотрение заявления, при необходимости вызвать для этого самого заявителя.
  2. Запросить необходимые электронные или бумажные документы, подтверждающие или опровергающие определенные факты. К таким документам не относятся судебные решения, следственные материалы.
  3. Предпринять определенные меры для защиты и восстановления нарушенных прав человека.
  4. Дать письменный ответ заявителю о проведенных мероприятиях и принятых мерах.
  5. Если данный получатель не компетентен в решении вопроса, он передает письмо в другой орган и уведомляет об этом заявителя в установленный срок.
Читайте также:  Когда после родов можно получить материнский капитал

Также важно знать, что другие органы обязаны предоставлять запрашиваемые документы за 15 дней, если они не относятся к секретным.

При составлении ответа данный документ обязательно должен содержать печать организации, должность человека, его ФИО и подпись. Сам ответ может быть направлен 2 способами:

  • по почте письменным документом;
  • с помощью электронного сервиса, если само обращение было принято через него.

Однако при подаче обращения через электронный сервис должностное лицо может направить ответ любым из возможных способов. Заявитель имеет право требовать конфиденциальности его обращения. То есть если в заявлении указывается просьба о неразглашении сведений о заявителе, компетентный орган не имеет права их озвучивать при проведении рассмотрения данного вопроса. Также запрещается какое-либо преследование граждан по причине получения от них критики или заявления о защите нарушенных прав заявителя.

Требования к обращению

Для того чтобы письмо гражданина обязательно было рассмотрено, необходимо, чтобы оно отвечало всем установленным требованиям. К ним относится:

  1. В первую очередь, только письменный вид.
  2. Обязательно должно быть наименование органа, организации либо персональные данные должностного лица, куда оно направляется.
  3. Также прикладываются документальные подтверждения указанных фактов при их наличии.
  4. Электронные обращения имеют статус аналогично письменным, поэтому рассматриваются в таком же порядке.

Если форма документа будет не соблюдена, то обращение может оказаться не рассмотренным. Поэтому при его составлении важно руководствоваться основными правилами. В этом случае ответ обязательно будет получен в предусмотренный законом срок.

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов.

Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на должностных лиц этих органов, учреждений и организаций обязанность по принятию и рассмотрению обращений граждан.

Читайте также:  Срок оформления налогового вычета при покупке квартиры

Порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с №59-ФЗ, обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы/копии в подтверждение своих доводов.

В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы/копии в письменной форме.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в компетентный на решение изложенных вопросов орган или должностному лицу.

В течение 3-х дней письменное обращение подлежит обязательной регистрации и в течение 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).

Читайте также:  Электронный паспорт гражданина рф когда начнут выдавать

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Старший помощник прокурора

младший советник юстиции И.Ю. Яновская

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector