Юридические советы

Условия продления не продления контракта

Продление (пролонгация) срока действия договора

Гражданское законодательство не предусматривает специальных правил продления срока действия договора, применимых ко всем видам договоров. Лишь для некоторых договоров в этом отношении установлены отдельные нормы, предусматривающие, в частности, "автоматическое" продление договора по окончании срока его действия в отсутствие возражений сторон (см., например, п. 2 и 3 ст. 540, п. 2 ст. 621, абзац второй ст. 684, п. 2 ст. 1016 ГК РФ). В остальных случаях продление срока действия договора осуществляется в соответствии с общими положениями об изменении договора (гл. 29 ГК РФ).

Следует учитывать, что законом может быть предусмотрен не только порядок продления срока действия договора, но и определенные ограничения в этом отношении. Так, по общему правилу не может быть продлен договор, который в соответствии с законодательством заключается по результатам торгов, если только из самого закона не вытекает иное (см. п. 1, 4.1 и 4.2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", далее — Постановление N 73)

Основным способом продления срока действия договора является заключение сторонами соответствующего соглашения. Если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное, такое соглашение, как и любое другое соглашение об изменении договора, заключается в той же форме, что и сам договор. Соглашение о продлении договора, подлежащего государственной регистрации, также должно быть зарегистрировано (см. п. 2 ст. 164 и п. 1 ст. 452 ГК РФ)*(1). В том случае, если договор заключен в письменной форме, соглашение о продлении срока его действия может быть оформлено в виде отдельного документа (или путем обмена документами) либо включено в качестве условия в текст самого договора (см. п. 2 ст. 434 ГК РФ).

По общему правилу соглашение о продлении срока действия договора может быть заключено до окончания ранее согласованного срока, поскольку затем договор утрачивает силу и с формальной точки зрения не может быть продлен. "Продление" срока действия договора по окончании этого срока точнее, на наш взгляд, рассматривать в качестве заключения нового договора, к которому, в силу соглашения сторон, применяются условия ранее действовавшего договора.

Полагаем, что договор может быть продлен по окончании срока его действия в тех случаях, когда он в определенном отношении сохраняет силу, несмотря на окончание этого срока (см. п. 3 ст. 425 ГК РФ). При этом само по себе применение, на основании указанной нормы, договора к обязательствам, возникшим и не исполненным на дату окончания срока его действия, продлением этого срока не является.

Договор может быть продлен сторонами на определенный срок (аналогичный предыдущему или отличный от него) или на неопределенный срок. Исключение составляют договоры, которые в силу закона могут быть заключены только на определенный срок (см., например, пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 2 ст. 942, абзац пятый п. 1 и абзац второй п. 2 ст. 1016 ГК РФ). Кроме того, при продлении договора на неопределенный срок следует учитывать, что это не должно приводить к несогласованности других существенных условий договора*(2).

В практике договорной работы широко применяется условие об "автоматическом" (то есть без заключения соответствующего дополнительного соглашения) продлении (пролонгации) срока действия договора, если ни одна из сторон до истечения первоначального срока его действия не заявит возражений относительно его продления. Договором может быть предусмотрена как однократная пролонгация, так и неограниченное их число. Как правило, в таких случаях договором устанавливается также определенный срок, в который допускается отказ от продления договора (например, не позднее 30 дней до окончания срока действия договора).

Читайте также:  Расчет отпуска за отработанное время калькулятор

В этом отношении следует учитывать, что законодательство не содержит специальных правил, регулирующих порядок отказа от "автоматического" продления договора и последствия нарушения такого порядка. В связи с этим отсутствие в договоре конкретных указаний на этот счет может послужить причиной споров. Так, в судебной практике возникают, например, вопросы о том, считается ли порядок отказа от продления договора соблюденным, если соответствующее уведомление направлено в согласованный срок, однако получено другой стороной позднее этого срока; может ли договор считаться продленным в случае отказа одной из сторон от его продления с нарушением предусмотренного договором срока отказа (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 16.04.2014 N Ф09-1707/14, Девятнадцатого ААС от 24.04.2015 N 19АП-1588/15, Девятого ААС от 12.03.2015 N 09АП-4411/15). Во избежание подобных разногласий целесообразно как можно конкретнее сформулировать соответствующие условия договора.

На практике после окончания срока действия договора стороны, формально не продлевая его (то есть в отсутствие соответствующего соглашения, а также указания закона или договора о его "автоматическом" продлении), нередко фактически продолжают руководствоваться им в своих последующих отношениях. Такая практика в целом не противоречит закону (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.05.2014 N Ф05-4703/14, ФАС Центрального округа от 09.12.2013 N Ф10-3787/13). Однако нужно учитывать, что подобное поведение сторон само по себе не свидетельствует о продлении договора на неопределенный срок путем конклюдентных действий. В этих случаях поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг и иные обязательственные отношения), осуществляемые на основании договора, срок действия которого истек, могут, на наш взгляд, рассматриваться как разовые сделки, к каждой из которых в отдельности технически применяются условия этого договора, если стороны выразили намерение им руководствоваться (например, ссылаются на него в документации, оформляющей поставку). Сам договор при этом приобретает значительное сходство с рамочным соглашением, которое как таковое не порождает обязательств для сторон, но распространяется на конкретные сделки, совершаемые на его основании (см. ст. 429.1 ГК РФ, п. 9 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165).

Описанную ситуацию нужно отличать от тех случаев, когда после окончания срока действия договора стороны исполняют обязательства, возникшие в период его действия, но не исполненные своевременно. Такие обязательства по общему правилу не прекращаются с окончанием срока действия договора (см. п. 3 ст. 425 ГК РФ). В связи с этим их исполнение не является ни продлением срока исполнения обязательства или срока действия договора, ни отдельными разовыми сделками, а представляет собой результат нарушения согласованного срока.

Принудительное продление срока действия договора по требованию одной из сторон по общему правилу не допускается (см. п. 1 ст. 421 ГК РФ). Это возможно только при наличии общих оснований для изменения договора (глава 29 ГК РФ). В ряде случаев законодательство предусматривает преимущественное право сторон на заключение договора на новый срок (см., например, ст. 621, 684, 1035 ГК РФ). Однако такое право не является безусловным и может быть принудительно реализовано лишь в случае заключения контрагентом договора с третьим лицом (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 3440/05).

Отметим, что реализация преимущественного права на заключение договора на новый срок не во всех случаях тождественна продлению срока действия договора. Такое право может быть осуществлено не только в период действия договора, но и впоследствии (см., например, п. 2 Постановления N 73). Кроме того, в зависимости от обстоятельств, договор может быть заключен на новый срок на иных условиях, нежели предыдущий договор. В таких случаях речь идет, по сути, о заключении нового договора.

Читайте также:  Жильцы проживающие по адресу

*(1) В том случае, если вопрос о государственной регистрации договора, предметом которого является недвижимое имущество, зависит от срока действия этого договора и первоначально договор был заключен на срок, не предполагающий государственной регистрации, при продлении срока действия договора на срок, не превышающий предусмотренный законом предел, или на неопределенный срок пролонгированный договор также не подлежит регистрации (см. п. 10 и 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

*(2) Так, например, продление на неопределенный срок договора поставки, в зависимости от формулировки первоначальных условий, может привести к невозможности определить общее количество подлежащих поставе товаров (см. п. 3 ст. 455 ГК РФ). В подобных случаях, помимо условия о продлении договора, следует согласовать и иные необходимые условия, которые будут применяться к отношениям сторон после продления договора.

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ. На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам. В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме. Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности. Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Читайте также:  Как узнать был ли застрахован дом

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст. 401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт. Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними. Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответственность за незаконную пролонгацию

Если в ходе контрольных мероприятий ФАС выявит факт внесения изменений в существенные условия контракта, заказчику грозит административная ответственность.

Еще одним правовым последствием незаконной пролонгации госконтракта станет аннулирование дополнительного соглашения, подписанного сторонами, по этому поводу. Согласно п. 2 ст. 168 ГК, такое допсоглашение признается ничтожным, если оно не было предусмотрено законодательством или госконтрактом.

Стоит отметить, что контрольные инстанции часто рассматривают пролонгацию договора как нарушение принципа конкуренции. То есть вместо того чтобы подписать новый контракт через проведение конкурентной закупки, заказчик договаривается о новых условиях с прежним поставщиком.

Таким образом, продление сроков исполнения договора по нормам 44-ФЗ не допускается. С 2017 года такая возможность была утрачена сторонами, даже если они подписали соглашение о продлении в письменной форме. За несоблюдение условия о недопустимости пролонгации заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Объясните, зачем подавать заявление о нежелании? По условию контрактов, как только истекает срок — контракт недействителен, а значит трудовой договор расторгается.

Вы успешно подписались.

Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений

© Юстива
Все права защищены 2017-2019

При поддержке онлайн-чатов

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Спасибо!

Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector