Юридические советы

Условие проведения технической экспертизы

(985) 143-45-46 (496) 412-04-17 EkaterinaPU.ozv@rostest.ru
Начальник отдела Ульянова Екатерина Петровна

Экспертиза технических условий и стандартов организаций проводится на соответствие требованиям ГОСТ Р 51740 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению». По результату экспертизы выдается Экспертное заключение на технические условия для целей обязательного подтверждения соответствия продукции.

Переход от обязательной сертификации продукции «третьей стороной» к подтверждению соответствия самим производителем на основе собственных доказательств обязывает производителя по-новому взглянуть на технический документ на продукцию и подойти к его разработке и оформлению гораздо более серьезно.

Декларируя соответствие изготовленной продукции, предприятие берет на себя ответственность, которая во многом предопределена и обеспечена качеством подготовки технического документа на производство продукции. Этот документ служит основой для подтверждения соответствия продукции: декларация о соответствии удостоверяет, что продукция изготовлена в полном соответствии с теми обязательствами по безопасности, которые предприятие взяло на себя в Технических Условиях. Отсюда риски, которые возникают, если эти обязательства прописаны в ТУ недостаточно четко и верно.

Экспертиза и согласование ТУ (СТО) осуществляется:

  • территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Экспертиза и согласование подтверждается штампом, проставляемым на каждом листе ТУ и выдачей каталожного листа продукции (КЛП), отражающего основные сведения о продукции и ее производителе.

Стоит отметить, что наше главное правило – соблюдение всех требуемых норм и стандартов, экспертиза технических условий проводится на соответствие требованиям ГОСТ Р51740 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению».

В своей работе мы строго придерживаемся законодательства Российской Федерации:

  • Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"
  • Федерального Закона РФ от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Именно эти законодательные акты регулируют применение таких ГОСТов, как ГОСТ Р 51740 и ГОСТ Р 51074.

ЭКСПЕРТИЗА СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (СТО)

Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"

установлен новый термин документа по стандартизации – стандарты организации.

Стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Особенности стандартов организаций

Стандарты организаций (коммерческих, научных, общественных, саморегулируемых и пр.) могут ими разрабатываться, утверждаться, изменяться и используются на добровольной основе. Стандарты призваны:

  • обеспечить совершенствование производств, качество продукции (работ, услуг), распространение научных разработок, использование современных средств измерений (испытаний);
  • устанавливать требования к нормам и способам выполнения работ, от разработки до утилизации на принципах технического единства и оптимальности всех процессов, здоровья и безопасности населения;
  • применяться независимо от мест производства, перевозки, хранения, эксплуатации продукции, от видов сделок и особенностей приобретателей, продавцов, изготовителей.

Каждая организация (разработчик) может предоставить проект стандарта, чтобы была проведена экспертиза сто. Оценке подлежат содержание, изложение, оформление, обозначения, терминология, ссылки на стандарты, соответствие законам и нормативным документам. Уполномоченными аттестованными специалистами будет подготовлено заключение о возможности передачи документов на утверждение и регистрацию, либо отмечены причины и рекомендации о доработке или нецелесообразности разработанных стандартов.

Если Вам нужна более развернутая информация, звоните или пишите нам!

Федеральное бюджетное учреждение «Государствеенный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области», находящееся в ведении федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования), предлагает юридическим и физическим лицам следующие услуги (на договорной основе):

  • оказание консультативной и информационно-методической помощи при разработке стандартов организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4-2004 и действующих национальных стандартов на интересующий объект стандартизации;
  • проведение экспертизы (в том числе экспертизы на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-технической, метрологической, правовой, экспертизы, нормоконтроль) проектов стандартов организации.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Пор яд ок про ведения научно -тех нической экспертизы стандартов и технических условий

Настоящи е рекомендации опреде ляют порядок проведе ния научно-те хн ической экспертизы (далее — экспертизы) проектов стандартов на продук цию и технических условий (ТУ), включая про екты стандартов и ТУ на общую технику* и продукцию, предназначенную для экспорта, а также проектов изменен ий и всех в идов дополнен ий к действующим стандартам и ТУ (далее — стандартам).

Рекомендац ии могут быть использованы при эксперт изе всех видов стан дартов и разделов стандартов, не содержащ их показателей качества (на всех стад иях разработки стандартов и изменений к ним), и пр и проверке действующих стандартов.

1.1. Основной целью провед ен ия экспертизы стандарта явля ется комплекс ная проверка его научно-технического уровня и экономическо й эффективности, а также проверка на соответствие тре бован иям действующего законодательства.

1.2. Эксперт изу стан дартов рекомендуется проводить с использован ием сопровод ительных документов, установленных государственной с истемой стандартизации.

1.3. В процессе экспертизы стандарта в зависимости от объекта эксп ертизы рекомендуется осуществлять:

1) оценку научно-технического уровня;

2) технич ескую экспертизу;

Читайте также:  Заявление в суд об установлении отцовства образец

3) экономич ескую экспертизу;

4) метрологическую экспертизу;

5) терминологическую эксперт изу;

6) правовую экспертизу.

* Кро ме ТУ, не подл ежа щих госу дарств енной рег истраци и.

1.4. Результаты экспертизы отражают в поясн ительной записке к стандарту.

1.5. При проведении экспертизы стандартов и ТУ на общую технику (в том числе дополнений) руководствуются настоящим и рекомендациями, а также нормативно-техническими докуме нтам и, распространяющимися на эту технику.

2.1. Научно-технический уровень (НТУ) стандарта — полнота требований стандарта к степень их соответствия мировому уровню и (или) требованиям заказчика (основного потребителя) с учетом прогноза развития отечественной и зарубежно й науки и тех ники на пер иод действия стандарта.

2.2. Не подлежат оценке НТУ на соответствие мировому уровню стандарты на следующую продукцию:

пищевые продукты и другую продукцию, имеющую национальные особенности;

продукцию, не прошедшую промышленной переработки;

продукцию из вторичного сырья;

продукцию, снятую с производства, которая выпускается только для удовлетворения потребностей в запчастях;

средства технологической оснастк и, используемые для собственных нужд изготовителя продукции;

простейшие товары народного потребления и технического назначения;

другие товары по определению Главного научно-технического управления по стандартизации Госстандарта СССР.

2.3. Оценка НТУ стандартов и дополнений к ним может не проводиться при их отмене, а также при разработке изменения редакц ионного, ссылочного или иного характера, не влияющего на НТУ стандарта.

2.4. Оценку НТУ начинают с проверки стандарта на соответствие требованиям:

международных стандартов и рекомендаций (ИСО, СЭВ, МЭК и др.), включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т. п.;

государственных стандартов общих технических требований на группы однородной продукции с перспективными требова ниями ( при их наличии);

нормативно-технических документов (НТД) заказчика или НТД, согласованных с заказчиком;

заданиям д ирективных органов.

При несоответствии стандарта указанным вы ше требованиям дальнейшая оценка стандарта на соответствие мировому уровню не проводится.

2.5. НТУ стандартов и разделов стандартов, содержащих показатели качества продукции, определяется путем сопоставления значений показателей , установленных в стандарте, со значениям и соответствующих показателей базовых образцов.

При этом целесообраз но:

сформировать группу аналогов оцениваемого стандарта или объекта стандартизации;

установить совокупность базовых образцов (см. п. 2.5.3), отражающих мировой уровень и учитывающих прогноз развития науки и техники на период действия стандарта;

сравнить значения показателей оцениваемой продукции и базовых образцов;

сформулировать выводы по результатам оценки.

2.5.1. Оценку НТУ стандарта рекомендуется проводить с пр именением карты техн ического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116, а в случае ее отсутствия для оценки НТУ стандарта рекомендуется составлять таблицу сравнения стандарта.

Рекомендуемая форма таблицы сравнения стандарта и порядок ее заполнения приведены в приложении.

2.5.2. В качестве аналогов, используемых для выбора базовых образцов, могут применяться стандарты, продукция (технические документы на продукцию), аналогичная объекту стандартизации, в том числе:

международные стандарты и рекомендации (ИСО, СЭВ, МЭК и др.), включая огран ичения по показателям безопасности, экологии и т. п .;

региональные (СЕН/СЕНЭЛЕК), национальные и фирменные стандарты и другие НТД стран, являющихся лидерами по данному виду продукции;

ведомственные стандарты, технические условия и справочники США, Великобритании, ФРГ и других развитых капиталистических стран;

каталог и, технические описания и другая информация о кон кретной продукции, реализуемой на мировом рынке в настоящий период и (или) прогнозируемой к реализации на период действия стандарта;

протоколы сравнительных испытаний образцов продукции;

стандарты на группы однородной продукции с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ);

результаты прогноза, отражающего высшие достижения или устойчивые тенденции в данной области на период действия стандарта (перспективные образцы, нормативы технического уровня) с учетом патентных исследований и данных об изобретениях (применяются только для оценки НТУ стандартов вида ОТТ).

При отсутствии международных и зарубежных аналогов информацию об аналогах (отдельных показателях или характеристиках аналогов) целесообразно запрос ить в центральном отраслевом органе научно-технической информации . Всесоюз ном институте межотраслевой информации или Всесоюзном научно- исследовательском инст итуте технической информаци и, классификации и кодирования.

В случае отсутствия данных об аналогах, а также при оценке НТУ стан дартов на продукцию, поставляемую для Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государствен ной безопасности СССР, и стандартов, указанных в п. 2.2, оценка НТУ стандарта проводится на соответств ие требованиям заказчика (основного потребителя).

2.5.3. Базовые образцы выбирают из группы аналогов. При этом сначала проверяют соответствие значений показателей кач ества аналогов требованиям международных стандартов и НТД заказчика ил и НТД, согласованных с зака зчиком. Аналог, который не соответствует этим требованиям, исключается из рассмотрения.

Затем оставшиеся аналоги попарно сравнивают друг с другом по основным показателям качества продукции.

Если по части показателей оказывается лучшим один из аналогов, по остальным показателям — другой , то оба аналога остаются для последующего сравн ения с другими аналогами, при этом значения некоторых показат ел ей могут быть равны.

В результате такого сравн ения остается один или несколько аналогов, отражающих мировой уровень на момент оценк и. Эти аналоги, а также перспективные образцы и нормы по безопасности, экологии и др. составляют совокупность показателей базовых образцов для оценки НТУ стандарта.

Читайте также:  Процесс получения прав после лишения

2.5.4. Оценка НТУ стандартов про водится сопоставлением значений показателей, установленных в стандарте, с показателями каждого из базовых образцов.

Если все показатели кач ества продукции, устанавл иваемые стандартом, соответствуют или превосходят показатели хотя бы одного из базовых образцов, стандарт считается соответствующим мировому уровню.

Если все показател и качества продукции, устанавливаемые стандартом, уступают показателям каждого из базовых образцов, стандарт считается не соответствующим мировому уровню.

Если при сопоставлении с каждым из базовых образцов стандарт по част и показателей соответствует (пр евосход ит) базовый образец , а по другим показателям уступает ему, то оценку НТУ стандарта проводят в соответствии с документами, действующими в отрасли.

2.6. В результатах оценк и НТУ стандарта целесообразно отражать соответствие показателей и требований, устанавливаемых стандартом, мировому уровню и ( ил и) требованиям заказчика (основного потр ебит еля).

2.6.1. В результаты оценки НТУ стандарта рекомендуется включать:

краткое обоснование установления номенклатуры оцениваемых показателей качества;

краткое обоснование выбора аналогов и базовых образцов;

результаты сопоставимости показателей и требований стандарта и базовых образцов;

выводы по результатам оценки НТУ стандарта;

предложения по доведению требований стандарта до мирового уровня или обоснование нецелесообразности их доведения до мирового уровня.

2.6.2. Результаты оценки НТУ стандарта отражают:

на стадии разработки ТЗ — в разделе ТЗ «Характеристика объ екта стандартизации»;

на стадии разработки первой и окончательной редакции проекта стандарта;

в разделе «Научно-технический уровень стандарта» пояснител ьной записки по ГОСТ 1.2;

в документе, оформляемом по результатам экспертизы стандарта (заключении, акте экспертизы и т. п .);

на стадии проверки действующего стандарта — в акте проверки по ГОСТ 1.15.

2.7. Если стандарт объединяет несколько видов (марок, типов, моделей) продукции, то оценку НТУ стандарта проводят с учетом результатов оценки уровня требований стандарта по каждому в иду (марке, типу, модели) продукци и.

Стандарт считают соответствующим мировому уровню, если его требования по каждому сопоставимому с базовым образцом виду (марке, типу, модели) продукции соответствуют мировому уровню.

2.8. В выводе по результатам оценки НТУ стандарта целесообразно использовать типовые формулировки:

для стандартов, подлежащих оценке на соответствие мировому уровню

— «Стандарт соответствует мировому уровню»;

— «Стандарт не соответствует мировому уровню и соответствует (не соответствует) требованиям заказчика (основного потребителя )»;

для стандартов, не подлежащ их оценке на соответствие мировому уровню, — «Стандарт соответствует (не соответствует) требованиям заказчика (основного потребителя )».

3.1. При проведении технической экспертизы стандарта осуществляют:

1) контроль соответствия наименования стандарта ГОСТ 1.5, техн ическому заданию, программам и планам стандартизаци и;

2) контроль соответствия категории и вида стандарта объекту стандартизации;

3) контроль построения, изложения, оформления и содержания стандарта в зависимости от вида стандарта по ГОСТ 1.5, ГОСТ 8.061, ГОСТ 8.467, РД 50-660;

4) контроль правильности пр исвоения и простановки кодов общесоюзных классификаторов техн ико-экономическо й информации (ОКТЭИ), отраслевых частей Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) и классиф икатора Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

5) сопоставление предполагаемой даты введения стандарта со сроком действия взаимосвязанных нормативно-технических документов;

6) проверку на полноту согласования;

7) проверку на патентную чистоту;

8) контроль наличия в стандарте сведений, не подлежащих открытой публ икации;

9) контроль обеспечения увязки проекта НТД с нуждами обороны (для НТД, подлежащих увязке).

3.2. При проверке стандарта на полноту согласования проверяют:

1) наличие согласования стандарта со всеми организациями (предприятиями), включенными в перечень организаций (пред прият ий), с которыми должен быть согласован стандарт по ГОСТ 1.2;

2) увязку стандарта с действующими взаимосвязанными НТД;

3) наличие и обоснованность предложений об отмене или внесении изменений в действующие взаимосвязанные НТД;

4) наличие документов, подтверждающих согласование с заинтересованными организациями предложений о внесении изменений в действующие вза имосвязанные НТД или об их отмене;

5) увязку стандарта, входящего в состав программы комплексной стандартизации, с другими взаимосвязанными стандартами программы и заданиями целевых комплексных народнохозяйственных программ.

3.3. При проверке стандарта на конкретную продукцию на патентную чистоту проверяют наличие регламента патентного поиска, описания изобретений, используемых при разработке стандарта, и заключения о патентной чистоте.

4.1. При экспертизе стандарта проверяют правильность определения экономической эффективности стандартов по РД 50-652 и м етодике оценки эффективности дополнений.

5. ПОРЯДОК ПРО ВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТАНДАРТА

5.1. Метрологической экспертизе рекомендуется подвергать стандарты на продукцию , стандарты, устанавливающие нормы точности измерений, методы и средства измерений и другие метрологические правила, а также стандарты, содержащие данные о физических константах и свойствах веществ и материалов.

5.2. При проведении метрологической экспертизы в соответствии со спецификой объекта стандартизации оценивают:

1) техническую и экономическую обоснованность норм точности измерений;

2) соответствие показателей точности измерений требованиям достоверности контроля, а также рекомендованным способам выражения показателей точности измерений по МИ 1317;

3) полноту и правильность требований к средствам измерений и методикам выполнения измерений (в том числе соответствие метрологических характеристик средств измерений требованиям ГОСТ 8.009, ГОСТ 8.508) ;

Читайте также:  Логист транспортной компании должностные обязанности

4) правильность выбора средств измерений, в том числе стандартных образцов (по РД 50-98); преимущественное использование стандартизованных, унифицированных, автоматизированных средств измерений;

5) соответствие производительности ср едств измерений производительности технологического оборудования;

6) возможность поверки средств измерен ий в заданных условиях их применения по ГОСТ 8.513, ГОСТ 8.438;

7) достоверность и правильность применения данных о физ ич еских константах и свойствах в еществ и материалов;

8) правильность наименований и обозначений единиц физических величин, терминов, определений и метрологических понятий по ГОСТ 8.417, ГОСТ 16263, МИ 637.

5.3. Метрологические институты Госстандарта СССР оказывают органи зациям министерств (ведомств) необходимую методическую помощь при проведении метрологической экспертизы стандартов по закрепленным за институтами видам измерений в соответствии со специализацией метрологических организаций Госстандарта СССР по государственным испытаниям средств измерений и видам продукции.

Научно-методическое руководство метрологической экспертизой осуществляет Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС).

6.1. Объектами терминологическо й экспертизы являются:

1) наименования стандартов;

2) научно-технические термины;

3) наименования промышленной и сельскохозяйственной продукции;

4) наименования технологических процессов;

5) наименования и обозначения единиц физических величин;

6) географические названия, входящие в состав наименований сырья, материалов, изделий.

6.1.1. На именования стандартов проверяют на соответствие требованиям ГОСТ 1.5.

6.1.2. При проверке правильности употребления в стандарте научно-технических терм инов и других языковых и знаковых средств устанавливают их соответствие государственным стандартам, стандартам СЭВ на научно-технические термины, сокращения, обозначения и т. д. Контролируют, чтобы стандартизованный термин употреблялся в том значен ии, в котором он установлен соответствующим стандартом.

Нестандартизованные научно-техн ические термины и другие языковые и знаковые средства , употребляемые в стандартах , проверяют на соответствие:

1) научно-техническим терминам и другим языковым и знаковым средствам, установленным в международных стандартах (рекомендациях) СЭВ, ИСО и МЭК; кроме того, рекомендуется учитывать терминолог ические публикации (рекомендации, словари) других международных организаций: Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и др.;

2) научно-техническим терминам и другим языковым и знаковым средствам, рекомендуемым Ком итетом научно-технической терминологии Академии наук СССР (КНТТ АН СССР);

3) научно-техническим терминам и дру гим языковым и знаковым средствам, содержащимся в терминологических приложениях к стандартам всех видов;

4) научно-техническим терминам и другим языковым средствам, используемым для выражения одних и тех же научно-технических понятий в действующ их стандартах данного раздела, класса, группы Указателя государственных стандартов СССР.

6.1.3. Употребляемые в стандартах наименования сырья, материалов, изделий проверяют на соответствие наименованиям данной продукции в других стандартах, технических условиях и классификаторах технико-экономической информации.

6.1.4. При наличии в стандартах географическ их названий проверяют их соответствие географ ическим названиям, содержащимся в справочниках «Административно-территориальное деление в СССР» и «Атлас мира», а также в Общесоюзном классификаторе «Система обозначен ий объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных республик, а также населенных пунктов» (СОАТО).

6.1.5. Все языковые и знаковые средства, употребляемые в стандартах, проверяют на соответствие нормам и правилам русского языка (лексическим , словообразовательным, с интаксическим и стилистическим). При этом проверяют соблюден ие требовании ГОСТ 1.5 о недопустимости применения в тексте стандарта оборотов разговорной речи, техницизмов и профессионализмов.

6.2. Экспертиза стандартов на термины и определения включает в себя:

1) проверку на противоречивость стандартизуемо й терминосистемы массиву стандартизованной терминологии;

2) проверку соблюдения принципов системности и учета всех мнений в рассматриваемом стандарте;

3) проверку терминов и определений на соответствие предъявляемым к ним требованиям;

4) проверку иноязычных эквивалентов.

В выводе по результатам экспертизы стандартов на термины и определения целесообразно использовать типовые формулировки:

«Стандарт соответствует (не противоречит) зарубежным аналогам» ;

«Стандарт не соответствует (противоречит) зарубежным аналогам».

7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТАНДАРТА

7.1. При проведении правовой экспертизы проверяют соответствие содержания стандарта требованиям действующего закон одательства и правовым требованиям к стандартам по РДМУ 1 02.

ФОРМА ТАБЛИЦЫ СРАВНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ

Таблиц а сравнения стандарта ___________________________

Разрабатывая новое оборудование, вы зачастую сталкиваетесь с некими проблемами, возникающими в процессе. С целью экономии вашего времени и нервов экспертные независимые бюро проводят экспертизу технических условий оборудования и продукции. Главное ― сделать верный выбор такой организации.

Аккредитованная независимая экспертная компания АНО Центр Технических Экспертиз, имеющая все лицензионные документы, успешно проводит экспертизу технических условий и другие исследования. Специалистами компании применяется новейшее оборудование и современная аппаратура для проведения проверочных действий над исследуемым объектом.

Эксперты компании имеют:

  • Профильное высшее образование.
  • Огромный опыт работы, а также широко применяют различные методики исследований на практике.
  • Применяют индивидуальный подход к каждому клиенту.
  • Используют новейшее оборудование и аппаратуру.
  • Объективны, не предвзяты в исследовании.

Экспертиза технических условий, проводимая экспертом компании, включает в себя:

  • Проектное исследование, исследование нормативных и технических документов исследуемого объекта.
  • Обследование действующих техусловий, а также проверка по их изменениям.
  • Консультирование по разработке и оформлению соответствующих документов технического характера.
  • Заполнение соответствующего акта.
  • Составление заключения эксперта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector