Юридические советы

Учебные занятия в 1 классе проводятся

Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются:

  • филология;
  • математика и информатика;
  • обществознание и естествознание (окружающий мир);
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • искусство;
  • технология;
  • физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену . Продолжительность учебной недели для них — 5 дней.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) — с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не рекомендуется проводить более одной контрольной работы.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок. Трехразовое питание подразумевает завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов;

Примечание . Московским законодательством предусмотрены бесплатные завтраки для всех школьников 1-4 классов. Детям из социально незащищенных и многодетных семей предоставляется 2-разовое бесплатное питание.

  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Объем домашних заданий (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • во 2-3 классах — 1,5 ч.;
  • в 4 классе — 2 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

  • для учащихся 1-2-х классов -1,5 кг;
  • 3- 4-х классов — 2 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Уроки физкультуры рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физкультурой на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Общеобразовательная организация вправе открывать группы продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (имеется в виду организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня) учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте eduweb@garant.ru. Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети "ВКонтакте" могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе "ГАРАНТ. Образование". Специально для вас мы открыли обсуждение "Общее образование". Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

МБОУ СОШ п. Малиновский

Методические рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Настоящие рекомендации регламентируют организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработаны на основе:

-Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

-типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;

-требований государственных образовательных стандартов;

-Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;

-Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «. в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале рекомендуется указывать форму проведения уроков, если урок проводится не в классно-урочной форме.

Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.

2. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам:

-организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Читайте также:  Какой процент элементов от зарплаты

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.

-организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.

Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).

Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.

4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота — залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.

-организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

— прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;

— игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)

Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.

—организация уроков технологии

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.

-организация уроков музыки

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:

— разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация адаптационного периода в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Читайте также:  Форма рапорта на отпуск военнослужащего

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 учебных часа.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин. Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год

Классный руководитель _________________________________

Описание урока, его структура

Урок в первом классе строится на тех же дидактических принципах, которые приняты в целом в начальной школе, однако их практическое применение имеет свою специфику. Это, прежде всего, обусловлено психологическими особенностями детей шестилетнего возраста и задачами обучения в первых классах.

Структура урока в первом классе должна быть гибкой, отвечать особенностям восприятия учащихся и конкретным учебно-воспитательнымцелям. Универсальной структуры быть не может, но характерными элементами каждого урока являются комплексы дидактических игр, заданий, способствующих развитию умственных способностей детей: рассказ и беседа учителя, практические действия учащихся, физкультминутки (двигательные, общеукрепляющие и для коррекции зрения)

В первом классе отсутствует система оценки в баллах. На протяжении первого года обучения отметки не выставляются, но присутствуют словесная форма поощрений и указания на недостатки в усвоении изучаемого материала. Словесная оценка отражает продвижение ребенка вперед, его индивидуальный рост в познании учебных дисциплин.

Как отмечает Ш. А. Амонашвили, оценка обязательно должна быть содержательной. Она предполагает:

• Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;

• Положительную оценку усилий ученика, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

• Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком и допущенных им ошибок;

• Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

• Общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас».

Описание урока, его структура

Продолжительность урока в первом классе — 35 минут. Структура урока выглядит так:

1. Организационный момент.

Учитель в доброжелательной форме готовит детей к активной познавательной деятельности: создает мотивацию для нее, повышает их эмоциональное настроение.

2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Дается программа действий учителя и учащихся, направленная на получение желаемого результата. Цель носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и

3. Сообщение знаний, формирование умений и навыков шестилеток.

На данном этапе урока ведется целенаправленная работа по развитию

познавательных способностей детей, благодаря которой они вооружаются системой знаний, умений и навыков. Учитель обучает каждого ученика самостоятельно добывать знания, на практическом материале объясняет им, что они должны делать, чтобы приобрести определенные умения. Активизируются и развиваются мыслительные действия и операции шестилеток (сравнение, анализ, синтез, выделение существенного, сопоставление, группировка, классификация), обогащается речь, расширяется их словарный запас. Через комплекс упражнений, игр и заданий развиваются все виды памяти: тактильная, зрительная, слуховая,

двигательная, эмоциональная, словесно-логическая. Учитель систематически дает задания на формирование произвольности внимания: сосредоточение, устойчивость, распределение. Путем выполнения точных, безошибочных действий формируются навыки двигательной и сенсорной сферы: координация, соразмерность движений кисти руки, овладение моторикой мелких мышц, сноровка; ориентировка в пространстве, во времени, точность различения цвета, света, тени, формы, звуков, оттенков речи.

Учебная деятельность шестилеток организуется через индивидуальные, парные и групповые формы работы. Создаются благоприятные условия для высокого уровня активности каждого ребенка в решении познавательных задач.

Детям предлагаются свои способы решения, они отстаивают собственную точку зрения, независимо от того, совпадает ли она с мнением и точкой зрения других или нет. Им предоставляется возможность советоваться со сверстниками, учителем, коллективно находить способ решения задачи, поставленной учителем.

4. Закрепление знаний, умений и навыков.

Читайте также:  Учитель пристает к студентке

Данный этап урока направлен на закрепление, запоминание, воспроизведение материала, изучаемого на уроке. Содержание материала при закреплении должно способствовать включению всех видов памяти. Воспроизводятся умения и формируются навыки. Цель этапа закрепления — свернуть изложение, выявить сущностные признаки в знании, выделить в нем главное. Очень важно на данном этапе включить шестилеток в учебную работу по переносу знаний в новые ситуации, побудить их самостоятельно оперировать знаниями с учетом своего возраста и затраченного времени.

5. Подведение итогов, рефлексия урока.

Этап непродолжительный, но крайне необходимый. Его цель — выявить, насколько успешно реализованы задачи обучения, какое было создано на уроке эмоциональное настроение, а также стимулировать последующую учебно-познавательную деятельность детей.

Таковы этапы урока в первом классе. В его структуру включаются еще две (минимум) физкультминутки, упражнения для глаз после второго, третьего этапов урока. Физкультминутки (продолжительность 2-3 мин.) включают в себя не только движения учащихся, но и (желательно!) музыкальное сопровождение, танцевальные движения с проговариванием, пением четверостиший, созвучных данному уроку или теме.

Основными аспектами урока являются познавательный, развивающий и воспитывающий. При актуализации познавательного аспекта на уроке в первом классе ведется работа по формированию учебных умений и навыков. Развивающий аспект предполагает работу по развитию речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы. Воспитывающий аспект урока заключается

в развитии коммуникативных способностей, этических норм поведения, формировании нравственных эталонов. С этой целью проводятся различные дидактические игры, упражнения, конструируются нестандартные уроки, например, уроки-путешествия. Они имеют сходство со сказкой, но отражают реальные события, Моделирование ситуации и проявление фантазии — это очень привлекает детей. Участвуя в играх-поручениях, играх-дискуссиях, ребенок осмысливает события, высказывает свои суждения, исходя из личного опыта, вступает в общение с учителем и с другими детьми. В результате у них возникает потребность в самовыражении, развивается умение слушать друг друга, слышать взрослого, высказывать суждение, участвовать в беседе. Ребенок на уроке вступает в контакт с нравственными объектами: «другие люди», «я», «общество и коллектив», «труд» и т. д.

Таким образом, на уроке в первом классе учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста, для глубокого и осмысленного усвоения знаний учеником, формирования у него нравственных основ.

Для проектирования урока учителю необходимо знать о нем все, и прежде всего его функции.

Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся; образовательная состоит в способности формировать у детей знания, умения и навыки; развивающая наделена на развитие духовных и психологических качеств шестилеток.

Урок — это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Он должен быть не только основной формой обучения, но и основной формой жизни ребенка в школе.

Дети и урок должны любить друг друга, и поэтому он не может быть связан с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, эмоциональными стрессами. В центр урока должен быть поставлен маленький человек. Ребенок — это не просто ученик, но, прежде всего, личность во всем многообразии ее качеств, черт и проявлений. Нельзя ограничивать отношения с ребенком только сферой обучения, необходимо вникать в его духовный мир, в его жизнь.

Ведущим принципом работы в первом классе выступает принцип сотрудничества с детьми. Форму такого сотрудничества хорошо определил Ш. А. Амонашвили. Педагогическое общение он называет китом, на котором держится все воспитание и обучение. Ученый подчеркивает, что «развиваться ребенку педагог помогает лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает — это взаимосвязанные и целенаправленные действия».

Успешность обучения также зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Наряду с фронтальной и индивидуальной формами познавательной деятельности на современном уроке широко применяются работа в парах, групповая работа и межгрупповое взаимодействие. Работа в паре “ученик — ученик” особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Групповая работа эффективна в процессе поиска решения учебной задачи, когда учитель выступает в роли консультанта. Эта форма работы нацелена на решение учебных задач путем распределения учебных действий между группами. Групповая форма работы может быть использована, когда необходимо ввести в ситуацию обсуждения и добиться реализации общей цели. Такая цель может состоять в решении заданий или в понимании содержания вопроса.

Межгрупповое взаимодействие организуется при обобщении материала, когда необходимо найти общие результаты, вывести закономерности, сформулировать для данного возраста положения, необходимые для изучения последующего материала. Шестилетки в группах ведут самостоятельный поиск, решают творческие задачи. Они учатся смелг высказывать и отстаивать свою точку зрения, сами обозначают свой вклад в работу и более охотно сосредоточиваются на ней, больше доверяют себе. Сотрудничество поддерживает взаимную доброжелательность.

Обучение должно быть развивающим и развивающимся, а методы обучения следует направлять на усвоение знаний и развитие творческих способностей. Необходимы новые методы обучения, которые позволят включить ребенка в активный процесс деятельностного мышления, предоставят ему возможность самостоятельной работы.

Одним из путей активизации творческих способностей личности являются активные методы обучения. К ним относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач. Данные методы предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности учащихся первого класса.

Дидактическая игра является тем методом, который помогает младшим школьникам адаптироваться к школьной жизни, приобрести навыки собственной учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм у детей формируется устойчивый интерес к учению, стимулируется творческое мышление, развиваются коммуникативные качества.

Метод решения проблемных задач и анализа конкретных ситуаций помогает включить школьника в самостоятельное решение учебных задач. Данный метод позволяет ему перейти от заучивания правил, формул, алгоритмов по образцу к самостоятельному добыванию знаний, развитию мышления. Решение проблемных задач требует от ребенка умений преобразовывать и дополнять полученные знания. Процесс творческого мышления у шестилетнего ученика начинается там, где необходимо переосмыслить имеющиеся знания, включить их в новую систему знаний, применить их в нестандартных условиях.

При использовании метода решения учебных задач существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Педагог идет на творческое сотрудничество с детьми, ведет совместное обсуждение, предполагающее борьбу мнений, столкновение точек зрения. Шестилетки приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. Они обучаются аргументированно излагать свое мнение, в результате которого формируются знания.

В заключение, подведем итог, что должен делать учитель, проектируя и воспроизведя современный урок в первом классе:

1. Формировать у шестилеток мотивы учения, создавать эмоциональное настроение, возбуждать познавательный интерес.

2. Проектировать такую структуру урока, когда дети не только усваивают учебный материал, но и вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность Для этого необходимо продумать учебный материал и методы обучения.

3. Создавать на уроке учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную деятельность всех шестилеток в соответствии с их способностями и подготовленностью.

4. Внедрять новые схемы взаимодействия учителя и учащихся на

уроке; использовать педагогику сотрудничества и личностно

5. Применять различные средства обучения, которые позволят развивать тему урока, экономить время, хорошо усваивать учебный материал и применять его на практике.

6. Заменять объяснительно-иллюстративный тип обучения

7. Внедрять инновационные методики и педагогические технологии в практику работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector