Юридические советы

Требования предъявляемые к государственным гражданским служащим

экономические науки

  • Ильин Всеволод Николаевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при президенте Российской Федерации, Алтайский филиал
  • Похожие материалы

    Одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. Отсутствие доступной и понятной для простого гражданина информации об условиях предоставления услуг, длительности сроков принятия решения, несоблюдение требований комфортности в организации указанных процессов, проявление коррупции — это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться при взаимодействии с органами власти. Вместе с тем, в рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица наиболее часто именно по работе чиновников судят о деятельности государственных органов власти в целом.

    Регулирование служебной деятельности государственных и муниципальных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как [3, 82]:

  • общественное мнение о поведении того или иного служащего, его одобрение или неодобрение;
  • контроль за репутацией (репутация это один из важнейших элементов человеческого капитала, в последствии он может быть востребован после завершения карьеры политика или государственного служащего);
  • наличие индивида или групп людей, с которыми производят соотношение своих действий с целью получения положительной оценки.

Данные инструменты можно отнести к позиционированию государственной власти в массовом сознании, но, как известно, в нашей стране все, что относится или как-то связано с властными структурами, воспринимается населением с недоверием или даже с оппозицией. Причиной такого отрицательного отношения россиян к органам власти является обострение нравственно-политической альтернативы, которая разделяет большую часть граждан. Положение дел усугубляется отсутствием в нашей стране реально функционирующего гражданского общества, вследствие чего большинство населения фактически удалено от участия в управлении страной [3, 82-83].

В значительной мере решение названных проблем зависит от организации и результативности труда государственных и муниципальных служащих. Многое обусловливают в конечном итоге социальные регуляторы деятельности представителей власти. Такие регуляторы являются важными, определяющими факторами сознания и поведения, определенных профессиональных действий государственных и муниципальных служащих. Выявление и анализ имеющихся особенностей в их профессиональной деятельности дадут возможность определить действенные средства и способы влияния на поведение служащих при осуществлении ими должностных функций и, прежде всего, оказания государственных и муниципальных услуг [2, 55]. При этом в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ № 79-ФЗ) и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 25-ФЗ) государственные и муниципальные служащие обязаны [5, эл. рес.]:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (должностным регламентом);
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
  • соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;
  • сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством России;
  • уведомлять своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В п. 2 ст. 12 ФЗ № 79-ФЗ и п. 2 ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ подчеркивается, что государственный и муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Одновременно гражданин не может быть принят на государственную или муниципальную службу в случае (ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ и ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ) [5, эл. рес.]:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну в случае необходимости такой процедуры;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим либо главой муниципального образования, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу;
  • прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника соответствующего международного договора РФ;
  • наличия гражданства иностранного государства;
  • непредставления или представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу.
Читайте также:  Аэропорт хельсинки транзитная зона

Подчеркнем далее, что в настоящее время все больше возрастает внимание к вопросам этики служащих, что связано с их моральными нормами и принципами.

Управленческая этика представляет собой систему этических знаний и практических рекомендаций, которые сориентированы на управленческую деятельность, что является образами наилучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управленческой сферы [1, 215].

В сфере государственной и муниципальной службы сложились определенные специфические особенности этики служащего, среди которых А.Р. Курдин и В.В. Лукьянова выделяют следующее [4, 69]:

  • уровень этики зависим от личностных характеристик служащего;
  • уровень, содержание и формы этики служащего различаются в зависимости от их характеристик;
  • становление и развитие социальной и профессиональной компетентности служащих происходит в условиях преодоления кризиса общества;
  • социально-экономическая ситуация определяет неудовлетворенность граждан работой государственными структурами и органами местной власти, что находит свое отражение в занижении оценок деятельности и уровня этики служащих;
  • содержание профессиональной этики служащего коррелирует непосредственным образом с качеством и формой профессионального образования;
  • этика служащего оказывает влияние на социальное самочувствие;
  • уровень этики в самооценке служащего должен быть высоким;
  • уровень этики служащего от степени карьерных предпочтений не зависит;
  • содержание профессионального опыта и стаж работы во властных органах общества выступает ключевой составляющей профессиональной квалификации и этики служащего.

В связи с вышеизложенным, представляется необходимым перечислить условия, необходимые для формирования цивилизованной этики [4, 71]:

  • нормативно-правовое закрепление социально-проблемных стандартов поведения общего характера, регламентирующих государственного и муниципального служащего;
  • пропаганда, которая должна создавать образ государственного и муниципального служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  • осуждение нечестной конкуренции, коррупции.

В настоящее время достигнуто понимание того, что воспитание необходимых российскому управленцу качеств (патриотизма, честности, гражданственности, неподкупности, социальной ответственности, порядочности) предполагает государственную и социальную востребованность таких качеств, их поддержку, как со стороны государства, так и гражданского общества.

Более того, в российском законодательстве впервые установлены правовые нормы должного поведения служащих.

К примеру, статьи 18. ФЗ № 79 и 14.2 ФЗ № 25 требуют от служащих [5, эл. рес.]:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции;
  • обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам;
  • не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • соблюдать все установленные законодательством служебные ограничения;
  • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций;
  • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа власти;
  • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

С целью эффективной реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Он является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие.

В Типовом кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего.

Подробное изучение статей кодекса дает возможность выделить такие морально-этические принципы деятельности государственного служащего, как добросовестность, нейтральность, защита прав и свобод граждан, аполитичность, профессионализм, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иных государств, беспристрастность, корректность и др. [6, эл. рес.].

Искаженное представление о профессиональном долге, отсутствие необходимого контроля в системе стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства приводит к тому, что служащие руководствоваться этическими принципами своей профессии не желают, а руководствуются корыстными интересами, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качественного состава кадрового корпуса служащих.

Таким образом, компетентность, соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности — одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с населением в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.

Список литературы

  1. Волкова А.В. Конституционные основания этической инфраструктуры общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2012. — Т. 2. — № 8. — С. 215-216.
  2. Домбровский Я.Ю. Социальные регуляторы профессиональной деятельности государственных служащих // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 1. — С. 53-56.
  3. Дунаева А.И., Удачин Н.О. Перспективные направления реформирования государственной гражданской службы: зарубежный опыт // Студенческий научный вестник России. — 2014. — № 3-4. — С. 82-89.
  4. Курдин А.Р., Лукьянова В.В. Особенности этики государственного служащего // Основы экономики, управления и права. — 2014. — № 3 (15). – С. 69-74.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Дата обращения 25.02.2017].
  6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Дата обращения 25.02.2017].
Читайте также:  Предложение о заключении мирового соглашения образец

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

— со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
— с Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
— с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»;
— с Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»

1. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требования к стажу.

2. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

3. При исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.

4. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

5. В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.

6. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.

Введение

Создание работоспособной и эффективной системы государственного управления — необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Для достижения эффективности деятельности государственного управления, необходим правильный подбор и расстановка кадров. Ко всем лицам, поступающим на государственную гражданскую (муниципальную) службу предъявляются определенные требования.

Многие государственные и муниципальные служащие оказались не подготовленными для работы в современных условиях, так как их знания, умения и навыки формировались в другой общественной среде, которая требовала других личных и профессиональных качеств. К сожалению, подготовка новых кадров на государственную службу тоже оставляет желать лучшего.

Тема курсовой работы является актуальной, так как определение и расстановка приоритетных требований и подбор под эти требования кадров поможет современной России справиться с чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами общественного развития, которые требуют радикального изменения форм и методов воздействия на все сферы жизни общества.

Читайте также:  Сроки исполнения судебного решения по гражданским делам

Целью курсовой работы является анализ требований, предъявляемых на государственной и муниципальной службе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Изучить нормативно-правовую базу, определяющую требования для государственных и муниципальных служащих;

2) Определить одни из приоритетных требований, предъявляемых на государственной гражданской и муниципальной службе;

3) Рассмотреть основные проблемы, существующие в подборе кадров на государственную и муниципальную службу.

Объектом курсовой работы являются требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим.

Обязательные требования, предъявляемые к государственным гражданским (муниципальным) служащим

Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы, в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.[1]

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. [2]

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, предопределяет особый правовой статус государственных служащих Российской Федерации в трудовых отношениях.

Регламентируя правовое положение государственных служащих Российской Федерации, порядок поступления и прохождения государственной службы Российской Федерации, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня отправления государственной службы, задачами и принципами ее организации и функционирования, особенностями профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ) государственный гражданский служащий Российской Федерации обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьей 18 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрены требования к служебному поведению гражданского служащего, в соответствии с которыми гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

К муниципальному служащему выдвигаются аналогичные требования.

Помимо требований, указанных в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», существуют другие классификации требований, предъявляющихся к государственному гражданскому (муниципальному) служащему.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом.[3]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector