Юридические советы

Требования к программам дополнительного профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

к разработке программ

дополнительного профессионального образования

1. Требования к структуре программы ДПО

Программа ДПО (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) должна включать в себя следующие разделы (формы даны в Приложении 1):

    титульный лист; краткая аннотация; описание программы; учебный план; график организации учебного процесса; программы профессиональных модулей; презентационные материалы.

2. Требования к содержанию программы ДПО

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

    соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям; преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования; учет требований профессиональных стандартов (при их наличии); ориентация на современные образовательные технологии (модульное обучение, дистанционное обучение, вариативность, индивидуализация, проектное обучение и др.); соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

3. Основные требования к структуре, содержанию, объему и оформлению УМК

к программам ДПО

Основные требования к структуре, содержанию, объему и оформлению УМО:

    контенты модулей для дистанционного обучения; количество модулей и их содержание должны соответствовать программе ДПО; объем контента определяется из расчета 1,5 страницы на 1 час предусмотренного на это учебного времени, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); методические рекомендации для слушателей по изучению разделов/тем модулей, включая необходимый раздаточный материал (кейсы и т. п.); рекомендуемый объём 0,1 – 0,25 страниц на 1 аудиторный час, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм; методические рекомендации для слушателей по выполнению лабораторных и практических работ; (рекомендуемый объём 0,2 – 0,3 страниц на 1 час учебного времени, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); методические рекомендации для слушателей по выполнению выпускных работ (рекомендуемый объём 10 – 15 страниц, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); оценочные средства (тесты, аттестационные задания и др.) для входного, текущего и итогового контроля; виды и количество оценочных средств должны соответствовать программе ДПО; текущий контроль на проверку сформировавшихся компетенций осуществляется по каждому модулю.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный энергетический университет»

Контакты

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: dial@irdpo.ru

Для образовательных организаций

ПОРЯДОК организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам

  • 5-11-2012, 03:20
  • ДПО
  • admin
  • 19 509

приказом Минобрнауки России

1.Настоящий Порядок организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам разработан на основании Федерального закона от № «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства об образовании, трудового законодательства.

2. Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

3.Дополнительное профессиональное образование может быть организовано:

  • в образовательных организациях дополнительного профессионального образования;
  • в образовательных организациях высшего образования;
  • в профессиональных образовательных организациях;
  • в организациях, осуществляющих обучение (научных организациях и юридических лицах, подтвердивших свое право на реализацию дополнительных профессиональных программ);
  • индивидуальными предпринимателями, имеющими право на реализацию дополнительных профессиональных программ

В настоящем документе для обозначения всех видов юридических и физических лиц, реализующих дополнительные профессиональные программы, используется единый термин «организация».

4. В документе используются понятия и определения, представленные в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, а также уточняющие термины и определения:

  • Дополнительная профессиональная программа – набор структурированных документов, определяющий основные характеристики, условия реализации, результаты, оценку качества обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования;
  • Примерная (типовая) дополнительная профессиональная программа ‑ дополнительная профессиональная программа, которая разрабатывается и устанавливается федеральными государственными органами, имеющими на это право согласно законодательству в сфере образования.
  • компетенция – способность (готовность) применять знания, умения, навыки и личные качества для выполнения трудовых функций;
  • результаты обучения – дифференцированные уровни освоения компетенций, выраженные количественно или качественно;
  • слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы.

5. Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.

6. Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы самостоятельно определяет порядок приема слушателей, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации об образовании.

7. Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором.

8. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.

  • программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
Читайте также:  Как быстро разводят по обоюдному согласию

9.1. Программы повышения квалификации включают в себя:

  • программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
  • квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

9.2. Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

10. Структура дополнительной профессиональной программы должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общее описание программы – актуальность, цель, задачи реализации программы; направленность программы; требования к поступающему для обучения на программу слушателю; виды и формы обучения; трудоемкость обучения.
  • основные и дополнительные результаты обучения;
  • учебный и(или) учебно-тематический план;
  • условия реализации программы (характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса программы);
  • формализованные процедуры и документированное описание системы оценки качества освоения слушателями программы.

11. В структуру программы профессионального развития дополнительно должны быть включен раздел, в котором представлены перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате образования.

12. В структуру квалификационной программы дополнительно должен быть включен раздел, в котором представлена характеристика нового вида профессиональной деятельности (профессионального уровня) и(или) комплексно обновляемых компетенций, имеющихся у слушателя, с указанием профессиональных стандартов или отраслевых квалификационных требований, или стандартов организаций, или других нормативных документов.

13. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть включены разделы, в которых представлены:

  • характеристика новой квалификации или связанных с ней видов профессиональной деятельности (профессиональных уровней) и трудовых функций;
  • характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
  • перечень российских или международных стандартов, определяющих требования к выпускнику программы, или ссылки на профессиональные стандарты, включая стандарты организаций, или другие документы, определяющих квалификационные требования к конкретным должностям и профессиям, и используемые при проектировании, реализации программы профессиональной переподготовки.

14. Раздел итоговая аттестация входит в структуру всех дополнительных профессиональных программ, за исключением программ профессионального развития.

15. Структура дополнительной профессиональной программы может включать в себя дополнительные разделы, содержание которых определяется организацией ее реализующей самостоятельно в соответствии с разработанным внутренним актом (положением), если иное не установлено федеральным законодательством.

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

16. Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

  • достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);
  • участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;
  • использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;
  • обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;
  • эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

17. Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

18. Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать:

  • реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;
  • обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;
  • обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

19. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

20. Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы должно обеспечить:

  • достижение слушателями планируемых результатов обучения;
  • функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

21. Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

22. Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

Читайте также:  Перевозка личного имущества военного 2018

23. Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

24. Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен .

25. Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

26. Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

27. Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

VI. Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

28. Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

  • соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;
  • соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;
  • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

29 Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

  • заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;
  • лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;
  • отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;
  • образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

30. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

31. При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

32. Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

33. Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

34. Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

35. Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

36. Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 1997 г. N 1351

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 июня 1997 г. N 1221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Во исполнение п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11.02.97 N 1/1 приказываю:

1. Утвердить Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

2. Подразделениям управления дополнительным профессиональным образованием федеральных органов исполнительной власти, руководителям образовательных учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования использовать указанные требования при разработке и утверждении дополнительных профессиональных образовательных программ, а также при аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений), осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского.

Утверждены
Приказом Минобразования России
от 18 июня 1997 г. N 1221

ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1. Общие положения

1.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — Требования) разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.

1.2. Разработанные Требования призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.

1.3. Настоящие Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

1.4. Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.

1.5. Разработанные Требования способствуют унификации дополнительных профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных способностей.

Читайте также:  Сколько метров положено в общежитии на человека

1.6. Требования используются образовательными учреждениями (подразделениями) дополнительного профессионального образования и органами управления образованием на всей территории Российской Федерации наряду с другими нормативными документами при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений) дополнительного профессионального образования.

2. Базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

2.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно.

2.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

соответствие принятым правилам оформления программ;

соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

2.3. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

2.4. Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.

2.5. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);

в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

2.6. Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

2.7. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно — методическими документами: учебный план, учебно — тематический план, учебная программа.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

Примерный Учебный план (Приложение N 1) отражает:

категорию обучаемых (занимаемая должность);

продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

режим занятий (количество часов в день);

перечень разделов и дисциплин;

количество часов по разделам и дисциплинам;

виды учебных занятий;

формы аттестации и контроля знаний.

Примерный Учебно — тематический план (Приложение N 2) конкретизирует учебный план и включает:

описание тем, разделов;

виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);

количество часов, отводимых на различные виды занятий;

формы и виды контроля.

Примерная Учебная программа (Приложение N 3) предусматривает:

реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);

наименование видов занятий по каждой теме;

методические рекомендации по реализации учебной программы;

список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно — методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.).

2.8. Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов дополнительного профессионального образования.

Организация повышения квалификации

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).

Организация профессиональной переподготовки

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

самостоятельную теоретическую подготовку;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Примерная форма программы стажировки приводится в Приложении N 4.

По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

3. Осуществление государственного контроля за соблюдением выполнения базовых требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

3.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ применяются для вновь разрабатываемых программ в установленном законодательством порядке.

3.2. Образовательные учреждения, проводящие различные виды дополнительного профессионального обучения, по мере обновления образовательных программ должны проводить эту деятельность преимущественно на базе программ, соответствующих настоящим Требованиям.

3.3. Организация государственного контроля за соблюдением настоящих Требований осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector