Юридические советы

Судебная медико социальная экспертиза

8 (495) 203-63-91
8 (910) 088-84-83

Мы обеспечим не только качественное выполнение экспертиз,

но и сопроводим свои заключения в судебных заседаниях!

Бесплатная консультация по тел. 8 (495) 203-63-91

Медико социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Устанавливается объективность установления инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты трудоспособности.

ЦЕНТР СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО СОДЕЙСТВИЯ «ЭКСПЕРТИЗА» на протяжении многих лет занимается проведением независимых судебно-медицинских экспертиз. Стоимость услуг рассчитывается индивидуально.

Вопрос обжалования решения бюро МСЭ в суд, может быть рассмотрен специалистом по медико-социальной экспертизе в нашем учреждении при Вашем личном обращении и предоставлении медицинских документов, в том числе амбулаторной истории болезни, выписок из стационаров за весь период наблюдения и лечения.

Проводится оценка правильности и объективности основных причин инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения, увечья, связанного с боевыми действиями в период ВОВ, военная травма или заболевание, возникшее в период и (или) в результате военной службы, заболевание, и др.).

Устанавливаем стойкую утрату общей и профессиональной трудоспособности.

Задачи МСЭ:

  • анализ медицинских и медико-социальных причин инвалидности;
  • определение ограничений жизнедеятельности и их степени (по представленным документам),
  • определение реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза (по представленным документам),
  • определение нуждаемости в реабилитационных мероприятиях, экспертный анализ, — содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида и т.д.
  • оценка правильности и объективности основных причин инвалидности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения, увечья, связанного с боевыми действиями в период ВОВ, военная травма или заболевание, возникшее в период и (или) в результате военной службы, заболевание, и др.),
  • обоснованность признания гражданина инвалидом,
  • необходимость категории лиц в мерах социальной защиты.

В соответствии с «Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

Ст. Статья 79. Назначение экспертизы

П. 1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

П.2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

В соответствии со ст. 41 73-Ф3 от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Наши эксперты (социалисты) привлекаемые к участию в подобного рода экспертизах обладают специальными познаниями в области МСЭ (специальные познания подтверждены сертификатами и документами о наличии повышения квалификации по МСЭ.

ВОПРОСЫ:

  1. Какова степень утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности, какова степень утраты общей трудоспособности гр._____ от ДТП, имевшего место 12.12.2012 г.?
  2. Обоснованно ли было установление гр.______второй группы инвалидности от 10.10.2015 г.?
  3. Имеются ли у гр._____ осложнения со стороны органов и систем, приводящих к стойкому нарушению функций организма и вызывающих ограничения основных категорий жизнедеятельности?
  4. Какова степень утраты профессиональной трудоспособности, гр.____ на момент заключения ею договора страхования?
  5. Имелись ли у гр._____, какие-либо нарушения функций организма (согласно представленным документам)?
  6. Какова степень выраженности, имеющихся у гр. ______, нарушения функций организма?
  7. Имелись ли основания (критерии) для установления I группы инвалидности гр. _______?

Правовые документы:

  • Федеральный Закон № 73 (ФЗ-73) «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  • Приказ № 346н от 12 мая 2010 года, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».
  • Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.09 № 1013н «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 № 1024н.
  • Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утверждённому приказом Минтруда России от 29.04.14 № 59-н.
  • Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключены под стражу, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 № 640/190 (Раздел XI- направление подозреваемых, обвиняемых и осуждённых на освидетельствование (переосвидетельствование) в учреждение медико-социальной экспертизы).

630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, д. 2,подъезд 5, этаж 3, офис 37, (помещения 52-63).
Адрес для почтовой корреспонденции: 630049 ул. Галущака 2, 5 подъезд, офис №37
Телефоны: (383)375 45 61, +7 923-775-45-61. E-mail: 375-45-61@mail.ru Прием: Пн.-Пт. 09.00-18.00

Дата публикации: 24 июля 2017 .

Понятие судебной медико-социальной экспертизы законодательно не определено. Между тем, по определению судов, назначаются судебные медико-социальные экспертизы по обоснованности вынесенного решения по наличию признаков инвалидности, установлению степени утраты профессиональной трудоспособности, как федеральным учреждениям МСЭ, так и различным негосударственным организациям, имеющим соглашения со специалистами, обладающими специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Закон закрепляет понятие медико-социальной экспертизы и понятие судебной экспертизы.

Так, согласно ст. 9 Федерального Закона от 31.05.2011 г. №73-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениям и дополнениями от 28.07.2014 г.), медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Опираясь на вышеуказанное, можно определить понятие судебной медико-социальной экспертизы, как процессуального действия, состоящего из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам медико-социальной экспертизы, поставленных перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Нормы, регулирующие проведение судебной медико-социальной экспертизы закреплены в гражданско-процессуальном законодательстве (глава 6 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Доказательства и доказывания») и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г. №73-ФЗ с изменениями и дополнениями).

Ст.41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ» установлено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться в негосударственных судебно-экспертных учреждениях лицами, обладающими специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части 2 статьи 18, статей 24 и 25 вышеуказанного ФЗ. Определением Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. №96-0-0 отмечено, что хоть законодатель и возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в т.ч. назначение экспертизы (и не ограничил их назначение только в учреждениях ФГУ МСЭ).

Читайте также:  Список документов при рождении ребенка

Судебная медико-социальная экспертиза делится: судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела и судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц (Пузин С.Н., Клевно В.А., Лаврова Д.И., Дымочка М.А. Судебная медико-социальная экспертиза: правовые и организационные основы. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2010.- с.11).

Судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела

При проведении судебной медико-социальной экспертизы по материалам дела исследованию подлежат имеющиеся в деле медицинские документы и другие материалы:

• медицинские карты стационарного больного;
• медицинские карты амбулаторного больного;
• истории развития ребенка;
• истории родов;
• медицинские справки о состоянии здоровья;
• результаты внесудебной медико-социальной экспертизы (акты и протоколы освидетельствования в бюро МСЭ, включая направление больного на МСЭ из лечебно-профилактического учреждения);
• заключения первичных судебно-медицинских экспертиз;
• показания лиц, участвующих в деле, свидетелей, специалистов;
• протоколы изъятия вещественных доказательств.

Источником информации для данной экспертизы могут стать материалы других экспертиз. В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных познаний.

Судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц представляет собой изучение представленных документов, проведение анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проведение обследования лица, в отношении которого назначена судебная медико-социальная экспертиза.

В настоящее время ситуация по назначению судами проведения судебной медико-социальной экспертизы обстоит следующим образом:

При обращении в суд с иском к учреждениям МСЭ по обжалованию решений МСЭ, гражданин ходатайствует перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, мотивируя свое ходатайство тем, что все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ.

Суд, как правило, отказывает в удовлетворении ходатайства, мотивируя тем, что в негосударственном учреждении, занимающимся вопросами судебной медико-социальной экспертизы, отсутствует лицензия на проведение медико-социальной экспертизы.

Между тем, государство для защиты конституционных охраняемых прав граждан в сфере здравоохранения создает механизмы, направленные на обеспечение защиты нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке. Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом") порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Так, согласно пунктам 42-45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в Главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. На основании пункта 46 Правил решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя. При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов защиты является проведение судебной экспертизы. С помощью судебной экспертизы устанавливаются имеющие значение для дела факты, тем самым проведение экспертизы способствует защите нарушенного права.

Исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции можно прийти к выводу о том, что судебная медико-социальная экспертиза не подлежит лицензированию.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон). Статьей 12 Закона определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе медицинская деятельность (п.46 ч.1 ст.12 Закона).

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее Положение). Пунктом 3 указанного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, судебная медико-социальная экспертиза не включена в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Статья 32 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет следующие виды медицинской помощи:

-первичная медико-санитарная помощь;
— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
-скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь.

Лицензированию в настоящее время подлежат Федеральные учреждения Медико-социальной экспертизы при производстве медико-социальной экспертизы в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Результатом проведения медико-социальной экспертизы, согласно п.11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 г. №59н является:

— при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

— при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания — выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и т.д.

Результатом судебной медико-социальной экспертизы является заключение эксперта. Согласно ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», заключением эксперта является письменный документ, в котором отражены ход проведенного экспертом исследования и полученные результаты.

Соответственно, медико-социальная экспертиза и судебная медико-социальная экспертиза не идентичные понятия, а разные виды экспертиз. Однако, при назначении судебной медико-социальной экспертизы суды требуют у организации проводящей судебную экспертизу лицензию на проведение медико-социальной экспертизы, что противоречит нормам действующего гражданско-процессуального законодательства, закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Положению о лицензировании медицинской деятельности.

Не обоснованы требования судов при производстве судебных медико-социальных экспертиз у организаций проводящих, данные виды экспертиз, лицензии на осуществление судебно-медицинской деятельности.

Кроме того, из анализа действующего № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 20.12.2002 г. №346, Приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" эксперты в области судебной медико-социальной экспертизы должны обладать высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», а также послевузовским профессиональным образованием или дополнительным образованием – ординатура по специальности «Медико-социальная экспертиза» или профессиональная подготовка по специальности «Медико-социальная экспертиза» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "Детская хирургия", "Неврология", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Психиатрия", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Эндокринология".

Читайте также:  Видеонаблюдение входной двери квартиры

При проведении судебно-медицинской экспертизы врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать высшим профессиональным образованием, образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медицинская биохимия", интернатурой или (и) ординатурой по специальности "Судебно-медицинская экспертиза", или профессиональная переподготовка по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" при наличии одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Патологическая анатомия", "Пластическая хирургия", "Сердечно -сосудистая хирургия", "Торакальная хирургия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", соответственно участвовать при проведении судебных медико-социальных экспертиз не может, так как не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Таким образом, судебная медико-социальная экспертиза является самостоятельным видом судебных экспертиз, отличной от судебно-медицинской экспертизы и медико-социальной экспертизы. Судебная медико-социальная экспертиза, согласно действующему законодательству, не подлежит лицензированию и проводится экспертными организациями (государственными или негосударственными) или судебными экспертами в области медико-социальной экспертизы, имеющими сертификат по специальности «Медико-социальная экспертиза», по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области медико-социальной экспертизы и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Неправомерный отказ назначения судами проведения судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой, влечет нарушение конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязании суда по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательств.

—>

Медико-социальная экспертиза при некоторых заболеваниях [170]

Войти через uID

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ЭТАПА МОДЕРНИЗАЦИИ МСЭ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ Г.П. «ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011-2015 ГОДЫ»

Т.М. Григорьева ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области», г. Псков

Ключевые слова: судебная медико-социальная экспертиза, нормативные правовые акты, учреждение МСЭ, специальные знания, обжалование

Резюме: Сложившаяся практика высших судебных инстанций позволяет в настоящее время полностью закрыть вопрос с назначением судами судебной медико-социальной экспертизе не в учреждении МСЭ. Необходимо формировать правопонимание у судей и граждан (их представителей) о процессуальных особенностях медико-социальной экспертизы. Назрела необходимость обособления и систематизации знаний о судебной медико-социальной экспертизе с целью издания правоприменительных актов.

Согласно ст. 79 Гражданско-процессуального кодекса РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

1. Сущность судебной медико-социальной экспертизы

Существует несколько видов процессуального использования специальных знаний, когда результаты их применения имеют доказательное значение: судебная экспертиза и привлечение специалиста к производству судебных действий (ст. 188 ГПК РФ), где он использует эти знания и навыки для дачи разъяснения сторонам и суду по вопросам, относящимся к его компетенции, а также оказывает помощь в постановке вопросов эксперту.

Однако, учитывая требования ст. 79 ГПК РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. №906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к составу специалистов бюро (главного, федерального бюро), принимающих экспертное решение, при рассмотрении гражданских дел, предметом которых является оспаривание этих решений, должна в обязательном порядке назначаться и проводится судебная МСЭ. Содержание судебной МСЭ отражено в Таблице 1.

Таблица 1. Содержание судебной МСЭ

Анализ по заданию суда сведущими лицами (экспертами) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также необходимых документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Определение наличия или отсутствия потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (освидетельствуемое лицо), материалы дела, медицинские и медико-экспертные документы.

Фактические данные, устанавливаемые при комплексной оценке состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, утв. Приказом Минздравсоцразвития №1013н

Источник доказательств по делу

С учетом применения норм ст. 83 ГПК РФ судебную МСЭ следует считать комиссионной экспертизой, проводимой несколькими экспертами в одной области знания.

Анализируя законодательство РФ по медико-социальной экспертизе можно обозначить следующие признаки недействительности судебной МСЭ (табл.3):

Проведение судебной МСЭ с нарушением хотя бы одного из указанных выше требований является существенным нарушением норм процессуального права, что дает основания для отмены решения в суде кассационной или надзорной инстанции (обжалование определения суда о назначении экспертизы по существу действующим ГПК РФ не предусмотрено, только в части приостановления производства по делу).

При вынесении судом определения о назначении судебной МСЭ с нарушением предъявляемых требований, полагаем обязательным стороной ответчика (учреждением МСЭ) в 10-дневный срок (до вступления определения в законную силу) подать на имя судьи письменное обоснование недействительности назначенной экспертизы.

Согласно ст. 41 73-Ф3 от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Круг нормативных правовых актов, определяющих требования к экспертам, правомочным проводить судебную МСЭ, отражен в Таблице 2.

Таблица 2 . Требования законодательства РФ к эксперту и экспертному учреждению по медико-социальной экспертизе

Нормативный правовой акт

Федеральный закон №181 -ФЗ от24.11.1995г. (в редакции 122-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 8 Распоряжение Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г.

Определяет круг учреждений МСЭ:

«Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации»

Порядок признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 п. 28

Устанавливает порядок принятия экспертного реше ния (не единолично одним экспертом):

«Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы».

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. №906н п.4

Определяет состав специалистов, правомочных про водить МСЭ (не менее 6 человек):

«В состав специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее трех врачей — специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог (медицинский психолог), специалист по реабилитации (врач — специалист по медико-социальной экспертизе), специалист по социальной работе».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009г. №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (раздел Специальность «Медико-социальная экспертиза»)

Предъявлены требования о наличии дополнительной подготовки для врача по специальности «Медико- социальная экспертиза»

Таблица 3. Признаки недействительности судебной МСЭ

Основание для признания судебной МСЭ недействительной

Проведение судебной МСЭ не в учреждении МСЭ (ГБ МСЭ по субъекту РФ и Федеральное бюро МСЭ), что нарушает требования ст. 8 ФЗ-181, РП РФ №1646-р, приказа Минздравсоцразвития №906н

Состав комиссии, неправомочный принимать экспертное решение, в соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития №906н (менее 6 человек и/или отсутствие какого-либо специалиста), п. 19 абз. 2 ПП ВС РФ от 10.03.2011. №2

Проведение судебной МСЭ одним специалистом по МСЭ, что нарушает требования п. 28 Правил признания лица инвалидом, утв. ПП РФ № 95, п. 4 приказа Минздравсоцразвития №906н

Руководитель и врачи бюро (экспертного состава главного бюро, ФБ), проводящие судебную МСЭ в составе специалистов бюро, не имеют дополнительной подготовки по МСЭ (на базе СПИУВЭКа или ФБ МСЭ);

2. Проблемы назначения и проведения судебной медико -социальной экспертизы с учетом сложившейся практики

При рассмотрении исков граждан к ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области» об оспаривании экспертных решений возникает необходимость в назначении судебной медико-социальной экспертизы.

Вместе с тем, имеют место отказы истцов от назначения судебной МСЭ в ходе судебного разбирательства, в этих случаях решение принимается по имеющимся в деле доказательствам.

Показатель назначенных судебных МСЭ имеет тенденцию к увеличению, что отражает соблюдение судами требований ГПК РФ от 12,5% в 2005 г. до 73,0%: — в 2011 г.

Считаем важным обратить внимание коллег, что при назначении состава экспертов для проведения судебной МСЭ, необходимо также четко соблюдать требования к производству экспертизы, в частности:

— о полномочном составе специалистов (не менее 6 человек в соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ №906н);

-о соблюдении сроков экспертизы, установленных в определении суда;

Читайте также:  Автобиография для резюме образец

-о содержании экспертного заключения в соответствии со ст. 86 ГПК РФ и ст. 25 Федерального закона №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Помимо участия в судах в качестве ответчика, с 2007г. силами специалистов экспертных составов ФГУ «ГБ МСЭ по Псковской области» проводятся судебные МСЭ по определению судов из иных субъектов РФ.

В Псковской области случаев назначения судами судебной МСЭ вне определенного Распоряжением Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г. учреждения медико-социальной экспертизы, не было.

В рамках изучения проблем судебной МСЭ нами проанализирована сложившаяся в ряде регионов ситуация с назначением судебной МСЭ в ООО «Центр медицинского права» г. Омска (имеет сеть филиалов по России), в котором специальную подготовку по МСЭ имеет лишь один специалист.

Следствием проведения таких экспертиз является «тотальная» отмена экспертных решений бюро МСЭ и экспертных составов Главных бюро по субъектам РФ, что приводит к увеличению количества инвалидов, затрат федерального бюджета, вызванных необходимостью возмещать судебные расходы, производить выплаты застрахованным лицам по процентам УПТ, а также, в конечном итоге, растет частота судебных обжалований решений учреждений МСЭ.

Более того, в одном из субъектов РФ имеет место случай повторного назначения судебной МСЭ в ООО «Центр медицинского права» (с увеличением числа экспертов до 6 с включением психолога, специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитации инвалидов, врачей лечебных учреждений, не имеющих специальной подготовки по МСЭ) после отмены судом кассационной инстанции решения городского суда в связи с назначением судебной МСЭ с нарушением норм процессуального права (не в учреждении МСЭ), что, безусловно, является повторным нарушением ГПК РФ.

С нашей точки зрения, в ряде регионов уже сложился судебный прецедент в результате неверного толкования норм материального и процессуального права, позиции Конституционного и Верховного судов РФ.

Анализ судебной практики указывает на необходимость формирования правопонимания у судей и граждан о процессуальных особенностях медико-социальной экспертизы. Вместе с тем, позиция высших судебных инстанций, изложенная в актах Конституционного суда РФ и Верховного суда, при должном применении нижестоящими судами, должна укрепить положение учреждений МСЭ в судах и облегчить процесс доказывания.

При правильном применении данных судебных актов вопрос о назначении судами медико-социальной экспертизы в учреждениях, не относящихся к системе МСЭ — может быть закрыт полностью.

Считаем, что при соблюдении годичного срока, установленного ч. 2 ст. 376 ГПК РФ, имеются основания для обжалования в суд надзорной инстанции (Президиум суда субъекта РФ, затем в Верховный суд РФ) судебных актов на основаниях, изложенных в Таблице 5.

Кроме того, принимая во внимание последние публикации на сайтах частных консультантов по МСЭ о том, что в случае привлечения в качестве соответчика ФМБА России, в соответствии с 4.1 ст.18 ГПК РФ, назначение судебной экспертизы в учреждении МСЭ будет невозможным ввиду нахождения экспертного учреждения в служебной зависимости от ответчика (соответчика).

Это суждение представляется нам неверным, искажающим нормы действующего законодательства РФ: ФМБА России не входит в систему учреждений МСЭ, указанную в Распоряжении Правительства РФ №1646-р от 16.12.2004г. и Приказе Минздравсоцразвития РФ №906н от 17.11.2009г., на которые возложены полномочия по проведению медико-социальной экспертизы. ФМБА является органом исполнительной власти, организующим проведение медико-социальной экспертизы. Следовательно, при наличии инициативы со стороны истца или судьи о привлечении ФМБА России в качестве соответчика по делам об оспаривании экспертных решений, учреждение МСЭ должно возражать со ссылкой на ст. 40 ГПК РФ, поскольку признаками процессуального соучастия являются однородность прав и обязанностей ответчиков (в данном случае этого нет).

Обобщая почти 6-ти — летний опыт участия в судах в качестве ответчика и (или) экспертного учреждения, полагаем, что существуют следующие проблемы назначения и проведения судебной МСЭ, обусловленные несовершенством законодательства РФ по медико-социальной экспертизе:

В завершение освещения вопросов, связанных с назначением и проведением судебной МСЭ, следует отметить, что согласно ст. 67 и ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта, как и другие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; оно необязательно для суда и оценивается судом в отдельности, а также в совокупности с другими доказательствами.

Таблица 4. Акты Высших судебных органов РФ по вопросам судебной МСЭ

Определение Конституционного суда РФ от 21 февраля 2008г. №96-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина 3. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и частью первой статьи 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы, как не предусматривающие — при несогласии лица с заключением медико-социальной экспертизы — возможности производства независимой медицинской экспертизы, противоречат статьям 7,15,19,39 и 46 Конституции Российской Федерации. Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, что само по себе конституционные права этой категории граждан не нарушает. Решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (Прим. автора: ст. 79 ГПК РФ -спец. знания) способы получения доказательств, в том числе назначение экспертизы.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 «О

применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» п. 19

В случае несогласия истца с определенной ему степенью утраты профессиональной трудоспособности суд в соответствии со статьей 79 ГПК РФ и с учетом положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» вправе назначить медико-социальную экспертизу.

Таблица 5. Примеры обоснования правильности-позиции учреждения МСЭ при обжаловании судебных актов в надзорной инстанции

Обоснование Суда (дословно из решений)

Акцент учреждения МСЭ при надзорном обжаловании

Доводы надзорной жалобы

«Согласно ст. 41 Ф3-73 и ст. 79 ГПК РФ, предусматривающим право суда поручить проведение экспертизы судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или экспертам, если такие лица обладают необходимыми специальными знаниями. Проведение экспертизы по установлению степени УПТ в случае несогласия пострадавшего с заключением учреждения МСЭ может быть поручено судом не только экспертам такого же учреждения, входящего в систему ФГУ МСЭ, но и иным лицам, обладающим специальными познаниями». «В состав экспертной комиссии входил врач эксперт — специалист по МСЭ (Прим. автора -один).

Эксперты, проводившие судебную МСЭ, не обладают специальными познаниями -по МСЭ (спец. знания д.б. подтверждены документами о наличии доп. подготовки по МСЭ и сертификатами. Наличие этих документов у одного эксперта нельзя рассматривать как соблюдение требований ст. 79 ГПК РФ

Прямое нарушение ст. 79 ГПК — эксперты не обладают спец. знаниями по МСЭ (согласно приказа Минздравсоцразвития РФ №415н и п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ №906н.)

Ссылка на абз.2 ч.1 ст.18 ГПК РФ «Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.

ФГУ ГБ МСЭ по субъектам РФ и ФБ МСЭ, являясь самостоятельными юридическими лицами, не находятся в служебной или иной зависимости, а входят в круг федеральных учреждений, на которых ст. 8 ФЗ №181 возложено проведение МСЭ.

Прямое нарушение положений ст. 8 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов» и Приказа Минздравсоцразвития №906н с учетом правоприменительной судебной практики, изложенной в п. 19 ПП ВС РФ №2 от 10.03,2011.

Таблица 6. Проблематика назначения и проведения судебной МСЭ

Слабость нормативной правовой базы, регулирующей оценочные подходы к установлению инвалидности, а также освидетельствованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более запутанной стала ситуация в связи с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011г. №2, п.19 которого предполагает установление 100% УПТ при невозможности пострадавшим выполнять работу определенной квалификации, объема и качества

Утверждение новых критериев и классификаций, позволяющих наиболее точно оценить степень функциональных нарушений, будет способствовать последовательности и логичности выводов экспертов

Несогласие граждан с принципами МСЭ, порядком оценки ограничения жизнедеятельности, функциональным подходом, ошибочное мнения граждан о том, что факт наличия заболевания дает право на установление инвалидности

Усиление разъяснительной работы среди населения посредством СМИ, информационно-коммуникационной сети общего доступа

Нет утвержденных форм документов: акта медико-социальной экспертизы, протокола заседания бюро, заключения судебной МСЭ и др.

Утверждение в установленном законодательством РФ порядке форм документов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector