Юридические советы

Статья 56 искусственное прерывание беременности

ГАРАНТ:

Статья 56 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 56 . Искусственное прерывание беременности

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ в часть 8 статьи 56 внесены изменения

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 243-ФЗ)

Название Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года n 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
страница 32/51
Тип Закон

filling-form.ru > Туризм > Закон

Комментарий к статье 56. Искусственное прерывание беременности

1. Вопрос о сохранении беременности женщина решает самостоятельно. Получение от беременной женщины информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности служит целям профилактики и снижения числа осложнений после искусственного прерывания беременности, охраны репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации. Приказом Минздрава России от 7 апреля 2016 года N 216н утверждена форма информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины.
2. Прерывание беременности по желанию женщины возможно только в ранние сроки беременности (до 12 недель). Объем квалифицированной медицинской помощи при искусственном прерывании беременности должен включать эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию.
Искусственное прерывание беременности осуществляется в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н.
3. Введение обязательного для соблюдения временного интервала между обращением женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности и производством операции способствует осознанию женщиной предпринимаемого решения. Период ожидания составляет не менее 48 часов — при сроке беременности четвертая — седьмая недели; либо при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности. Более длительный период ожидания (не менее семи дней — "неделя тишины") установлен при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.
4. На сроке беременности свыше двенадцати недель искусственное прерывание беременности возможно по социальным показаниям (при сроке беременности до двадцати двух недель), а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
Вопрос об искусственном прерывании беременности по социальным показаниям решается комиссией в составе руководителя медицинской организации, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социального показания для искусственного прерывания беременности. При наличии такого показания для искусственного прерывания беременности женщине выдается заключение с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.
5. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 года N 98 "О социальном показании для искусственного прерывания беременности" социальным показанием для искусственного прерывания беременности является только беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного ст.131 УК РФ (изнасилование).
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности установлен приказом Минздравсоцразвития России от 3 декабря 2007 года N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности". Медицинские показания к искусственному прерыванию беременности можно разделить на показания по состоянию здоровья матери и показания со стороны плода.
К показаниям по состоянию здоровья матери относятся некоторые инфекционные заболевания и паразитные болезни (активные формы туберкулеза, краснуха), злокачественные новообразования, требующие проведения химиотерапии или лучевой терапии на область малого таза, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (тяжелые формы сахарного диабета и другие заболевания), болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, болезни нервной системы и др., а также физиологическая незрелость (возраст до 15 лет).
К показаниям со стороны плода относятся врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.
7. Особый порядок применения мер искусственного прерывания беременности установлен законом для совершеннолетних недееспособных граждан. Недееспособным гражданин признается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Гражданин может быть признан недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над недееспособным устанавливается опека. Законным представителем гражданина, признанного недееспособным, является его опекун.
Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной судом недееспособной, в том случае если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно на основании решения суда. Решение суда об искусственном прерывании беременности у совершеннолетней недееспособной выносится в порядке гражданского судопроизводства на основании заявления ее опекуна и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. В соответствии с ч.8 комментируемой статьи, незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность.
В силу ст.6.32 КоАП РФ нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, влечет наложение административного штрафа.
Состав преступления по ст.123 "Незаконное проведение искусственного прерывания беременности" УК РФ представлен следующим образом:
1) объект: здоровье беременной женщины, так как незаконное проведение искусственного прерывания беременности создает угрозу ее здоровью;
2) объективная сторона: активные действия, направленные на искусственное прерывание беременности и совершаемые с нарушением установленных правил;
3) субъект: лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля;
4) субъективная сторона: предполагает прямой умысел. Виновный сознает, что он своими противоправными действиями прерывает беременность, и желает добиться искусственного прерывания беременности. Мотив и цель этого преступления могут быть самыми разными. Чаще всего мотивом незаконного искусственного прерывания беременности является корысть, но это может быть и ложно понятое чувство товарищества и т.д.
К квалифицирующему признаку преступления относится то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью (ч.3 ст.123 УК РФ).
Так, приговором мирового судьи судебного участка N 11 Волгоградской области от 20 октября 2014 по делу N 1-11-492014 гр. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.123 УК РФ. В частности, гр. , будучи лицом, не имеющим высшего медицинского образования, примерно в минут, находясь в помещении дома , расположенного по , принадлежащего гр. Г., имея умысел на производство незаконного аборта и по личной просьбе , которая желала и настаивала на прерывании имеющейся у нее беременности недель, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, желая наступления общественно-опасных последствий в виде прерывания беременности у , с согласия последней ввела внутримышечно ей поочередно пять инъекций лекарственного препарата , предназначенного для лечения животных. В результате чего у примерно в минут в помещении произошло мертворождение ребенка , и согласно заключения эксперта от года: причиной смерти новорожденного ребенка является первичный ателектаз легких у новорожденного (мертворождение)) (см. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-kalachevskogo-rajona-s/act-221711252/).

Читайте также:  Что требуется для постановки на учет автомобиля

Комментарий к статье 57. Медицинская стерилизация

1. Медицинская стерилизация рассматривается в качестве одного из методов планирования семьи и состоит в лишении мужчины или женщины репродуктивных функций. Комментируемая статья предусматривает две группы оснований для медицинской стерилизации: социальные причины и медицинские показания.
Медицинская стерилизация по социальным причинам проводится по инициативе гражданина в целях предохранения от нежелательной беременности. Для осуществления медицинского вмешательства данного вида необходимо наличие следующих условий:
— письменное заявление гражданина;
— достижение возраста 35 лет или наличие не менее двух детей. Дети должны быть рождены не обязательно от одного партнера.
Медицинская стерилизация по медицинским показаниям, как правило, применяется в целях сохранения жизни и здоровья пациента. Медицинская стерилизация по медицинским показаниям проводится независимо от возраста и наличия детей при получении информированного добровольного согласия гражданина (см. ст.20 комментируемого Закона).
2. Особый порядок применения мер медицинской стерилизации установлен законом для недееспособных граждан. Недееспособным гражданин признается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Гражданин может быть признан недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над недееспособным устанавливается опека. Законным представителем гражданина, признанного недееспособным, является его опекун.
С заявлением о применении медицинской стерилизации недееспособного гражданина обращается в суд его опекун, при условии, что недееспособный гражданин по своему состоянию не может выразить свою волю. Дело рассматривается судом с участием недееспособного гражданина. Суд выносит решение о проведении медицинской стерилизации при совокупности следующих условий:
1) опекун выражает согласие на данное медицинское вмешательство.
2) гражданин признан судом недееспособным.
3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации установлен приказом Минздравсоцразвития России от 18 марта 2009 года N 121н. Среди медицинских показаний к медицинской стерилизации некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (туберкулез, туберкулезный перикардит), злокачественные новообразования, болезни крови и кроветворных органов (острые лейкозы, лимфомы из группы высокого риска и др.), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ и др.

Читайте также:  Как сделать удостоверение частного охранника

Комментарий к главе 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование

Комментарий к статье 58. Медицинская экспертиза

1. В ч.1 комментируемой статьи дано подробное определение медицинской экспертизы — это проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья человека, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья.
2. В ч.2 комментируемой статьи перечислены все виды медицинских экспертиз, которые могут проводиться на территории Российской Федерации:
1) экспертиза временной нетрудоспособности (см. комментарий к ст.59 Закона);
2) медико-социальная экспертиза (см. комментарий к ст.60 Закона);
3) военно-врачебная экспертиза (см. комментарий к ст.61 Закона);
4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (см. комментарий к ст.62 Закона)
5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией (см. комментарий к ст.63 Закона);
6) экспертиза качества медицинской помощи (см. комментарий к ст.64 Закона)
3. В силу ч.3 комментируемой статьи граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы, основанной на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований, в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством РФ.
Обратим особое внимание, что речь в данном случае идет об отдельном подзаконном акте, который не следует отождествлять с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574.
По состоянию на 1 июня 2016 года Минздравом России разработан проект постановления Правительства РФ "О независимой медицинской экспертизе" ( >- Правил предварительного рассмотрения документов предоставленных российскими организациями для включения в государственный реестр медицинских организаций осуществляющих независимую медицинскую экспертизу;
— Положения о проведении независимой медицинской экспертизы медицинскими организациями.
В силу обозначенного проекта Положения о проведении независимой медицинской экспертизы медицинскими организациями предусмотрено, что независимая медицинская экспертиза проводится российскими экспертами (экспертными организациями), включенные в установленном в Государственный реестр, в связи с обращениями заинтересованных в проведении экспертизы лиц, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации. Подбор экспертов, утверждение состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертной организации. Для проведения экспертизы могут образовываться группы экспертов по отдельным направлениям экспертизы. По окончании проведения экспертизы составляется письменное заключение, в котором должны быть сделаны соответствующие выводы.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями и несет за данное им заключение персональную ответственность. При проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения совещаются между собой. Заключение подписывается всеми экспертами, имеющими одинаковую специальность, если они придут к общему мнению. Заключение подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.
Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом (экспертной организацией) по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.
Оплата стоимости услуг эксперта (экспертной организацией), а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертом (экспертной организацией) договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4. В силу ч.6 ст.61 комментируемого Закона при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза, положение о которой утверждается Правительством РФ (см. комментарий к ст.61 Закона).

Читайте также:  Деятельность заместителя директора по воспитательной работе

Комментарий к статье 59. Экспертиза временной нетрудоспособности

1. В соответствии с ч.2 ст.58 комментируемого Закона экспертиза временной нетрудоспособности является одним из видов медицинской экспертизы, задачей которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, определение степени и сроков утраты трудоспособности.
Под временной нетрудоспособностью понимают невозможность выполнения человеком работы вообще или по конкретной специальности, носящей относительно кратковременный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector