Юридические советы

Среднее профессиональное образование программы подготовки квалифицированных рабочих

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513"Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

Уровни профессионального образования

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Подготовка специалистов среднего звена

Среднее профессиональное образование

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Читайте также:  Как официально сделать временную регистрацию в москве

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

(институт, академия, университет)

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

— на базе среднего общего образования – на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО;

— на базе СПО или ВО – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена возможность проведения в вузах дополнительных вступительных испытаний профильной направленности в случае, если конкурс на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (квота устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

— квота целевого приема на обучение;

— места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. В заявлении поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления.

Категории граждан, которые имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, определены законодательством РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад школьников при наличии у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией ВО. В 2016 г. победителям и призерам олимпиад школьников необходимо набрать не менее 75 баллов по ЕГЭ, тогда как в 2015 г. достаточно было сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г. дополнительные баллы могут быть начислены за наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, аттестата о среднем общем образовании с отличием (золотой или серебряной медали), золотого значка ГТО, призовых мест на олимпиадах, участие в волонтерской деятельности и др. Вузы будут самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией ВО самостоятельно.

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 697), поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

Управление профрисками без комментариев: лучшее — враг хорошего!

Образование и профессия: «больше стандартов хороших и разных»?!

Профессиональные стандарты устанавливают требования к образованию и обучению. При этом, не всегда указаны какие конкретно области образования и направления подготовки предъявляются к лицам той или иной профессии или должности. Как быть в таких случаях? Как сориентироваться в разнообразии дипломов и сертификатах, выдаваемых учебными заведениями, как разобраться в многочисленных специальностях и квалификациях?


Постараемся ответить на типичные вопросы кадровиков (простите, теперь «специалистов по управлению персоналом») и руководителей служб Эйч-ар, вызванных неразберихой бесконечной реформы образования, когда «старое» классическое за 20 лет наконец-то прикончили, а нового, кроме «образовательного» хлама из «строительного мусора» рыночного либерализма, так и не построили…

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Высшее образование (бакалавриат, специалитет)».
Читайте также:  Справка о присвоении адреса жилому дому

Вопрос: Как определить уровень высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура – если это прямо не указано в дипломе?

Ответ: До середины 90-х годов, пока наша страна не свернула с традиционной классики на евроинтеграционный путь присоединения к Болонскому процессу, отечественные (советские) вузы вели проверенную десятилетиями классическую «советскую» подготовку специалистов и существовал один универсальный уровень высшего образования с присвоением определённой квалификации (специальности) по диплому о высшем образовании. Пример записи в дипломе: присвоена/присуждена квалификация «инженер»; «горный инженер»; «врач»; «юрист» и т.д. Таким образом, во всех советских дипломах и в дипломах российского образца до 1996 года всё было просто и понятно: указывалась квалификация с наименованием специальности. Работодателям было более-менее ясно, как и чему доучивать молодого специалиста с дипломом «врача» или «инженера», его не сбивали с толку дипломы непонятных бакалавров и магистров.

Одним из базовых пунктов Болонского процесса, к которому присоединилась Россия, является традиционная для Европы 2-уровневая система образования, которая рассматривает бакалавриат и магистратуру в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат – первый уровень, магистратура – второй. Но не обошлось без новаций. По замыслу реформаторов, специалитет – это ещё один уровень высшего образования, согласно которому присваивается квалификация «специалиста». Итак, в те смутные времена Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года определил три ступени высшего профессионального образования:

  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у лица высшего профессионального образования и является документом, которым подтверждается завершение (?!) высшего профессионального образования с присвоением степени «бакалавр». Магистратура – это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает «более глубокое» освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на «научно-исследовательскую» деятельность по данному направлению. По окончании магистратуры, выпускнику выдается ещё один (!) диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Дабы избежать путаницы в дипломах нового образца, в них прописывается квалификация (степень): диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра. Также отличить дипломы можно по сроку обучения: нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет 4 года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года, срок обучения на «специалитете» – 5 лет.

(См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 69. Высшее образование).

Для удобства сопоставления дипломов см. нашу сравнительную таблицу «Уровень образования и вид документа об образовании»

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)».

Вопрос: Какое образование относится к «среднему профессиональному» и относится ли к данному уровню образования начальное профессиональное образование (ПТУ), полученное, например, до 2014 года?

Ответ: Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68. Среднее профессиональное образование), среднее профессиональное образование (СПО) направлено на решение задач «интеллектуального, культурного и профессионального развития человека» и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с «потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». К освоению образовательных программ СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

СПО может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование (НПО) приравнено к СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения НПО (ПТУ, техникумы и всевозможные «колледжи») и получившие соответствующие дипломы о НПО, считаются имеющими СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Для удобства сопоставления дипломов см. нашу сравнительную таблицу «Уровень образования и вид документа об образовании»

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки».

Вопрос: Что является программой профпереподготовки, каким документом подтверждается и какова продолжительность обучения по данной программе. Что является программой повышения квалификации, каким документом подтверждается и какова продолжительность обучения

Ответ. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76. Дополнительное профессиональное образование), к программам дополнительного профессионального образования (ДПО) относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Повышение или присвоение квалификации по результатам ДПО подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Объём освоения дополнительной профессиональной программы (ДПП) установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499). Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения ДПП должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Пунктом 12 указанного Порядка определён минимально допустимый объём освоения ДПП: для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Ранее, в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 (утратило силу в 2014 г.), образовательными организациями выдавались:

  • удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объёме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Читайте также:  Работа в выходные и праздники оплачивается

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610, утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245, вступившего в силу с 11 апреля 2014 г.

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» указано: «Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала».

Вопрос: Какой должен быть профиль высшего образования? Если высшее образование специалиста уже профильное, то обязательно ли ему иметь дополнительное профессиональное образование? Может ли программа повышения квалификации заменить программу профессиональной переподготовки или она является дополнительной к программе профессиональной переподготовки?

Ответ. В разделе «Дополнительные характеристики» профстандартов обычно содержится ссылка на направление или профиль образования (см. код ОКСО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию). Согласно Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, в графе «ОКСО, ОКНПО или ОКСВНК» указывается код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк. (Приказ Минтруда России №170н от 29.04.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», глава II. Рекомендации по содержанию проекта профессионального стандарта, пункт 7.5). Если код ОКСО не указан, значит, ограничения по профилю образования для данной должности разработчиками профессионального стандарта не предусмотрены.

Согласно Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, в графе «Требования к образованию и обучению» указываются требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований ставится прочерк. Соответственно, если в конкретном профессиональном стандарте (например, «Специалист по управлению персоналом») указано «Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование», у сотрудника должно быть и высшее образование, и дополнительное, поскольку это требование конкретного профстандарта, которое должно быть, согласно логике разработчиков (отсутствует слово «или»), исполнено и в части основного, и в части дополнительного образования.

Вместе с тем, специалисты Минтруда России в своих письмах совершенно справедливо оставляют данный вопрос (обязательно ли иметь дополнительное профессиональное образование) на усмотрение работодателя. Полагаем, что при наличии профильного образования специалисту достаточно пройти в рамках ДПО лишь программу повышения квалификации. В любом случае, окончательное решение данного вопроса остаётся за работодателем.

Программа повышения квалификации не может заменить программу профессиональной переподготовки, т.к., согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (ст. 76 Дополнительное профессиональное образование, пункты 4 и 5), в рамках ДПО только программа профессиональной переподготовки даёт новую квалификацию. Таким образом, повысить квалификацию можно только в рамках уже имеющейся квалификации.

  1. В графе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта указано: «Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации».

Вопрос. Какой должен быть профиль среднего профессионального образования и программ подготовки специалистов среднего звена? Если у специалиста среднее профессиональное образование профильное, то обязательно ли ему иметь дополнительное профессиональное образование?

Ответ. В разделе «Дополнительные характеристики» следует смотреть ссылку на код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию) в каждом конкретном профстандарте. Если код ОКСО не указан, значит ограничения по профилю образования для данной должности не предусмотрены. Иметь ли дополнительное профессиональное образование «профильному» специалисту решает работодатель, поскольку кадровая политика – исключительная прерогатива и ответственность работодателя. Полагаем, что при наличии профильного образования специалисту достаточно пройти в рамках ДПО лишь программу повышения квалификации.

Уровень образования и вид документа об образовании*

Виды документа об образования: Уровень образования:
Аттестат об основном общем образовании Основное общее (школа, 9 классов)
Аттестат о среднем общем образовании Среднее общее (школа, 11 классов)
Диплом о среднем профессиональном образовании Среднее профессиональное (колледж, техникум, ПТУ/СПТУ/ГПТУ и т.п.)
Диплом бакалавра Высшее – бакалавриат
Диплом специалиста Высшее – специалитет
Диплом магистра Высшее – магистратура
Диплом об окончании аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки,
диплом кандидата наук
Высшее – подготовка кадров высшей квалификации.

*Подготовлено специалистами ВСФ ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России/АНОО ДПО «Институт труда»

PostScriptum . Ну и, наконец, риторический вопрос с известным ответом: «А не заведёт ли либерально-рыночный эксперимент по внедрению профстандартов с пути сворачивания от традиционной классической, «индустриально-советской» системы квалификационных справочников ЕТКС/ЕКС к тупику постиндустриальной эпохи «бесполезного труда» как это случилось с Болонским процессом евроинтеграции образовательных стандартов либерального Запада?».

Спасёт ли упорно лоббируемая определёнными лицами (а лица те же, понаблюдайте за их активностью!) недешёвая система «независимой» оценки квалификации провал реформы образования? Мы об этом уже писали в публикации «Этика труда…»

© Материал подготовлен экспертами Восточно-Сибирского филиала ВНИИ труда/АНОО ДПО «Институт труда» по опыту внедрения профстандартов и проведения курсов повышения квалификации специалистов по управлению персоналом сотен компаний Сибири и Дальнего Востока, июль-август 2017 г. Москва-Иркутск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector