Юридические советы

Сотрудник ответственный за безопасность дорожного движения

Автотранспорт и БДД

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года № 195, любое юридическое лицо, и даже индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию автобусов, теперь должны получить лицензию на перевозку автобусами пассажиров или иных лиц. Первым среди требований к соискателю такой лицензии значится обязанность назначить лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения работника, прошедшего обучение обучение и соответствующую аттестацию. Без документов, подтверждающих получение профильного образования или прохождения профессиональной переподготовки на такую аттестацию не получится даже записаться.

В нашей статье мы подробнее поговорим о том:

  1. какие ещё требования предъявляются к соискателю лицензии на перевозку автобусами, кто должен отвечать за БДД на предприятии,
  2. какой опыт и квалификацию необходимо иметь ответственному за БДД,
  3. как проходит обучение и аттестация сотрудника по БДД,
  4. какие обязанности на него возлагаются,
  5. какая работа по подготовке водителей должна вестись в организации.

Лицензия на перевозку пассажиров автобусами

Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров установило ряд требований к соискателю лицензии. Помимо наличия в штате ответственного за БДД лица, имеющего специальную подготовку, у компании, претендующей на ведение деятельности в данной области, должны быть:

  1. лицензия на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым): для ее получения персоналу также необходимо пройти соответствующее обучение;
  2. автобусы, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 386 от 30.10.2018 г., компании должны получить лицензию на данную деятельность до истечения 120 дней с момента вступления в силу этого закона.

Кого назначить ответственным за БДД?

В каждой организации, эксплуатирующей грузовые автомобили и автобусы, должен быть работник ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения согласно п. 2 новой редакции ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Ответственное лицо назначается даже индивидуальными предпринимателями. При этом не важно, сколь интенсивно используется транспорт, его количество также не имеет значения. Если вы — организация с грузовичком грузоподъёмностью 990 кг, – назначайте ответственного; ИП с десятиместным фургоном – проходите аттестацию.

Поскольку профилактика дорожно-транспортных происшествий является частью мероприятий по охране труда, существует мнение, что ответственным за БДД должен быть специалист по охране труда. Однако это не совсем так. Специалиста по ОТ можно назначить и ответственным за обеспечение БДД, только для этого его нужно направить на соответствующее обучение и аттестацию.

Если отдельную штатную единицу не организовать, то ответственным можно назначить начальника транспортного участка или главного механика.

Требования к квалификации специалиста по БДД

Необходимым условием для того, чтобы ответственный за БДД мог приступить к работе является наличие у него диплома о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», а также аттестации по БДД.

Если профильного образования нет, то можно пройти профессиональную переподготовку и затем аттестацию в ФБУ «Росавтотранс». При этом для прохождения переподготовки необходимо иметь любое другое высшее образование.

Без высшего образования ответственным за БДД быть нельзя. А вот стаж работы не имеет значения. Однако рекомендуется назначать ответственного из числа наиболее опытных специалистов, поскольку ему понадобятся технические знания, опыт взаимодействия с Госавтоинспекцией, практика работы с водительским составом, знания транспортной нормативно-правовой базы и не только.

Обучение и аттестация ответственного за БДД

Как уже было отмечено выше, чтобы быть назначенным на предприятии ответственным за БДД, необходимо иметь высшее профильное образование или при наличии любого другого – диплом о профессиональной переподготовке. Пройти такое обучение можно в специальных организациях, имеющих соответствующую лицензию на образовательную деятельность. Объем обучения должен быть не менее 250 часов.

В нашем учебном центре представлена такая программа. Обучение разработано и проводится в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», а также приказами Минтранса № 287 от 28.09.2015 и № 106 от 20.03.2017, которые утверждают профессиональные требования и порядок аттестации ответственного за обеспечение БДД.

  1. общей характеристики автотранспортного комплекса в транспортной системе;
  2. дорожно-транспортной инфраструктуры;
  3. автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  4. организации дорожного движения;
  5. управления автотранспортной деятельностью, трудовых ресурсов на грузовом автомобильном транспорте;
  6. страхования на транспорте.
Читайте также:  Ври садоводство что можно строить

По итогам успешного обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке в центре «Юнитал-М» и выписку из протокола.

Сейчас для Москвы и московской области аттестация проводится на территории НИИАТ-а. Никаких пошлин за ее прохождение не предусмотрено, но и аттестата на руки не выдаётся – его заменяет запись в реестре аттестованных специалистов.

Формат аттестации – тестирование, на которое отводится около часа. За это время нужно ответить правильно минимум на 18 вопросов из предлагаемых 20. Задание формируются из вопросов, перечень которых вместе с вариантами ответов опубликован на сайте аттестующей организации.

В дальнейшем ответственным за БДД нужно проходить курс повышения квалификации в этой области.

Какие обязанности возлагаются на сотрудника по БДД

Работник, назначенный ответственным за БДД выполняет весь комплекс функций по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятии. Рассмотрим основные из них.

Допуск к управлению транспортными средствами водителей. Ответственный за БДД контролирует, чтобы каждый водитель имел действующее национальное водительское удостоверение и своевременно проходил профессиональную подготовку, организует проведение стажировок, инструктажей и медицинских осмотров водителей, следит за соблюдением водителями режима труда и отдыха с учётом всех особенностей их работы.

Ведь по факту ДТП Ространснадзор будет в первую очередь проверять, как был осуществлен допуск водителя к работе. А в случае серьёзного происшествия на транспорте предприятия, помимо водителя, и ответственное лицо может быть привлечено к ответственности – как дисциплинарной, так и административной и даже уголовной.

Подробнее о подготовке водителей читайте в специальном разделе нашей статьи ниже.Подробнее о подготовке водителей читайте в специальном разделе нашей статьи ниже.

  • Разработка и проведение мероприятий по обеспечению безаварийной работы транспортных средств и предупреждению ДТП: сверка информации о ДТП с органами внутренних дел, анализ условий возникновения и разработка мероприятий по недопущению их повторения, совершенствование навыков водителей по оказанию первой помощи пострадавшим; контроль своевременности технического обслуживания используемых автомобилей, и обеспечения их сохранности, когда они не используются.
  • Контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей, проведения медосмотров. Ответственный за БДД должен знать нормы учета рабочего времени водителей, оснащения санитарно-бытовых помещений, анализировать данные тахографического контроля, организовывать и контролировать прохождение водителями медосмотров (при приеме на работу, периодические в ходе трудовой деятельности и внеочередные осмотры при выявлении признаков ухудшения здоровья работника, которые могут угрожать безопасности дорожного движения, предрейсовые и послерейсовые медосмотры).
  • Ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств и контроль использования только исправного и полностью укомплектованного транспорта: закрепление автомобилей за водителями, контроль наличия действующих диагностических карт, журналов контроля технического состояния, разработка плана мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации и водителей к безопасной работе.
  • Контроль деятельности других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств.
  • Подготовка водителей: обязательные мероприятия, которые курирует и организует ответственный за БДД

    Подготовка работников в обучающей организации в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями осуществляется при приеме на работу и далее для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу, на ежегодной основе. Для работников остальных предприятий необходимость и периодичность повышения квалификации – на усмотрение руководства организации.

    Инструктаж по охране труда и БДД бывает нескольких видов:

    1. вводный – при приеме на работу;
    2. предрейсовый – перед выездом водителя по маршруту движения впервые, перед перевозкой детей и опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
    3. сезонный – проводится два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды;
    4. специальный инструктаж – проводится для сообщения срочной информации, например, когда вступили в силу новые нормативные акты в этой области, произошли изменения маршрута и условий движения, совершено ДТП с человеческими жертвами и т д.

    Стажировка: проводится для сотрудников, принимаемых на эту работу впервые, а также тех, у кого перерыв в работе составил более года, либо при переводе водителя на новый маршрут или тип транспортного средства. Только после успешного прохождения стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.

    Читайте также:  Нужен ли патент при рвп в 2018

    Здравствуйте, уважаемые читатели.

    Продолжаю отвечать на Ваши вопросы. На этот раз более подробно раскрою вопрос об ответственном за обеспечение безопасности дорожного движение. В каких организациях его нужно назначать, а в каких не требуется.

    Любая организация, эксплуатирующая транспортные средства, обязана обеспечивать безопасность дорожного движения. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны…организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения…»

    Повторю, любая организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие любой легковой, грузовой автомобиль или автобус обязаны организовать работу в соответсвии с требованиями обеспечивающими безопасность дорожного движения.

    Кроме того юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспорт, согласно этой же статьи закона, обязаны:

    • не допускать управление автомобилем на основании иностранных водительских удостоверений;
    • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
    • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
    • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и совершенствование водителями навыков оказания первой помощи;
    • обеспечивать соответствие технического состояния ТС требованиям и не допускать к эксплуатации неисправные ТС;
    • обеспечивать обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
    • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в установленные сроки;
    • оснащать транспортные средства тахографами в соответствии с законодательством.

    Как видите перечень требований которые обязаны осуществлять юридические лица и ИП обширный. Конечно же у любого руководителя организации возникает вопрос — на кого переложить все эти обязанности?

    По умолчанию обязанность по организации БДД лежит на руководителе организации — именно он, являясь представителем юридического лица, обязан организовать работу по обеспечению БДД. Но как правило руководитель организации возлагает эти обязанности на компетентного сотрудника, например на начальника отдела который руководит водителями. То есть юридические лица и ИП эксплуатирующие транспорт могут на своё усмотрение назначать ответственного за организацию БДД, или не назначать, но тогда вся ответственность лежит на руководителе. Это касается всех юрлиц и ИП за некоторым исключением.

    А исключением, согласно закона о «О БДД», являются организации-перевозчики и организации использующие грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд. Здесь закон обязывает назначать ответственного за БДД. Об этом сказано в пункте 2 Статьи 20 закона:

    «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

    назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
    обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно…»

    Из этих пунктов видим какие требования предъявляются к ответственному за обеспечение БДД:

    • соответствовать требованиям Приказа Минтранса № 287;
    • быть аттестованным в соответсвии с Приказом Минтранса № 106.

    Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Как видим из названия приказа он распространяет на юрлиц и ИП осуществляющих перевозки.

    Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 марта 2017 г. № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью». Статья 3 Приказа гласит: «Аттестация специалиста проводится в целях проверки его знаний и умений на соответствие Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287″. То есть Приказ № 106 также распространяется на перевозчиков.

    ИТОГ. Если организация НЕ эксплуатирует грузовые автомобили и автобусы и НЕ является перевозчиком:

    Читайте также:  Куда сообщить о незаконной парковке

    1. закон требует организовать работу по обеспечению БДД;
    2. закон НЕ требует назначать для этого ответственного за БДД;
    3. закон НЕ требует соответствия работников Приказу № 287;
    4. закон НЕ требует аттестовывать работников согласно Приказа № 106.

    Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

    Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

    Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».

    Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).

    Да, специалист БДД нужен, даже если организации (или ИП) — владельцы грузовых автомобилей или автобусов — используют транспорт исключительно для собственных нужд.

    Если же у организации или ИП на балансе только легковые автомобили, и используются исключительно для своих нужд, то ответственный за БДД в данном случае не нужен.

    Давайте еще раз: деление на тех, кому нужен ответственный за БДД, а кому нет, проходит не по количеству автомобилей или величине организации, а частично по видам деятельности (для себя перевозятся грузы или пассажиры, или по договору перевозки), и по видам автомобилей – если у организации (или ИП) в собственности грузовой автомобиль или автобус, то такую организацию (или ИП) касаются все требования как статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и спецактов Минтранса.

    Почему все так сложно и запутано с этими требованиями к специалисту БДД

    Причин для путаницы в этом вопросе много: требования к тому же ответственному за БДД описаны в приказе Минтранса № 287, при этом название его очень четко сформулировано «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Про «неперевозчиков» ничего тут не сказано, и отдельного приказа с квалификационными требованиями для работников «неперевозчиков» не было.

    Соответственно, проверяющие трактовали эти требования приблизительно так: раз есть только такие требования, значит, их должны выполнять все. Организации, конечно же, трактовали в свою пользу – раз мы не являемся перевозчиками, то и не надо оно нам. А судебная практика периодически склоняется то в одну, то в другую сторону. Точнее, склонялась изначально в пользу субъектов предпринимательской деятельности, но в 2017 году Верховный суд поставил точку – не в их пользу.

    Потом ситуация изменилась – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения» № 398-ФЗ был принят, одобрен, подписан и 21 декабря 2018 года вступает в силу. Согласно редакции 20 декабря 2017 года уравняли в требованиях вообще всех – как имеющих на балансе один легковой автомобиль, так и транспортные компании с огромным автопарком.

    А дальше, чтобы запутать уже всех окончательно, 30 октября 2018 года его отредактировали, но в этот раз получился более, скажем так, справедливый вариант – неперевозчики, использующие исключительно легковой транспорт исключительно для своих нужд, освобождены от требования назначать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, и от прочих требований, которые перечислены в п.2 статьи 20 196-ФЗ редакция 31.10.2018г

    А полный перечень необходимого или так называемый чек-лист для проверки — Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. N ВБ-883фс, можно скачать здесь .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector