Как же на самом деле расшифровывается SOS?

Как же на самом деле расшифровывается SOS?

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия с использованием азбуки Морзе в радиотелеграфной связи. Думаю, что многие из вас его слышали либо в каком-нибудь фильме, либо в других обстоятельствах (надеюсь, вы не терпели бедствие, ну а если терпели, то всё закончилось хорошо). Однако, если не слышали, то послушайте, например, начало одноимённой песни группы Сплин (а можете и всю послушать, песня хорошая):

Но как же расшифровываются эти три буквы? Моряки разных стран часто расшифровывают аббревиатуру S.O.S. по разному, например, “Спасите От Смерти” (в русском варианте) или широко известное Save Our Souls/Save Our Spirits. Но всё это народное творчество, а какими словами официально расшифровываются буквы сигнала SOS?

Дело в том, что сначала появился сам сигнал «три точки — три тире — три точки», без ассоциаций с каким-либо буквами. Для более удобного запоминания к этой последовательности подобрали по сути произвольное буквенное сочетание «S-O-S». Да, это сочетание является произвольно выбранным из нескольких возможных буквенных или буквенно-числовых последовательностей, из которых возможно составить этот девятизнаковый символ «три точки — три тире — три точки». Сами буквы ничего не значат, с тем же успехом сигнал мог называться VTB, IJS, VGI, SMB, IAGI, IATNI, EEETTTEEE и т. д.

Таким образом, «три точки — три тире — три точки» представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. А SOS - не аббревиатура, а, так сказать, мнемонический набор букв (узнайте, что такое мнемоника), к которому дополнительно начали придумывать мнемоническую расшифровку, как будто это аббревиатура.

Интересно, что моряки любят придумывать фразы к сигналам бедствия, так до SOS некоторые использовали сигнал CQD, который сразу стали называть «Come Quick, Danger».

Если вам интересна морская тематика, то возможно вы захотите узнать, что нужно делать, когда вам кричат "полундра!".

3 октября 113 лет назад на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный способ оповещения о катастрофах. И, как ни странно, известный многим по экшен-фильмам сигнал бедствия SOS оказался не единственным и даже не первым вариантом. Почему закрепился именно он – читайте в колонке нашего обозревателя Николая Гринько.

Фото: depositphotos/Logray

Изобретателями радио считаются не меньше десятка человек. Едва ли не в каждой стране мира есть собственный претендент: Томас Эдисон, Никола Тесла, Генрих Герц, Эдуард Бранли, Ландель де Муру, Джагадиш Чандра Боше, Александр Попов. Спорить о том, кто из них был первым, можно до бесконечности, однако все эти без преувеличения великие ученые мужи считаются "открывателями" радиоволн – и все.

Никто из них не мог слушать по радио музыку – они просто открыли еще одно физическое явление. А вот найти этим волнам реальное применение первым смог итальянский физик Гульельмо Маркони – именно он понял, что с помощью радио можно обмениваться информацией. Правда, до хит-парадов и ток-шоу ему тоже было очень далеко.

Он сообразил, что шум и треск, который посылали в эфир первые передатчики, нужно структурировать, закодировав алфавит. Проще говоря, Морзе (по некоторым данным – не самостоятельно, а с помощью коллеги Альфреда Вейля) придумал код, который мы сегодня называем азбукой Морзе.

Изобретение по тем временам наделало много шума: это же просто невероятно – можно отправлять мгновенные сообщения даже на другой континент! Пожалуй, по масштабам это было сопоставимо с появлением интернета. Разумеется, "морзянку" тут же стали использовать моряки: им требовалось как можно быстрее обмениваться информацией, особенно в непредвиденных ситуациях.

Сигналы бедствия существовали и раньше, но передавали их с помощью семафорных флажков, огней или даже колокола. Понятно, что на большое расстояние отправить такое послание невозможно. Радиоволны же способны доставить сообщение со скоростью света на другой конец Земли.

Фото: depositphotos/Klanneke

Общих правил для подачи сигнала бедствия поначалу не было, и судовые радисты просили помощи открытым текстом (что-то вроде: "Помогите, мы терпим бедствие, высылайте помощь!"). Но такой способ требовал огромного количества времени, которого в момент катастрофы нет. 3 октября 1906 года на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный сигнал.

Разные организации предлагали собственные варианты. Например, буквенное сокращение CQD ("Come Quick, Danger" – "Идите быстрее, опасность"). Но в качестве кода на языке азбуки Морзе такая конфигурация имела довольно сложный вид. В конце концов в споре поставили точку. Точнее, сразу несколько точек и тире.

В переводе с "морзянки" три точки – "S", три тире – "O" и снова три точки – "S". И только потом были придуманы различные расшифровки этого сочетания букв: "Stop Other Signals" ("Прекратите другие сигналы"), "Save Our Souls" ("Спасите наши души") и так далее.

Сигнал SOS без преувеличения спас сотни тысяч жизней. Есть версия, что первым в мире его подал радист тонущего "Титаника", но это совсем не так. На самом деле это произошло раньше, когда американский пароход "Арапаоэ" 11 августа 1909 потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании – и это первый официально задокументированный случай использования сигнала SOS.

Фото: depositphotos/Logray

Сегодня SOS практически вышел из употребления. И в этом нет ничего удивительного: "морзянкой" почти никто не пользуется. Корабли, самолеты, космические станции используют цифровые каналы спутниковой связи, по которым в случае бедствия можно передать гораздо больше информации за меньшее время. И все же сигнал "три точки, три тире, три точки" на всякий случай стоит знать каждому. Конечно, лучше бы он вообще никогда не пригодился, но мало ли. Сигнал SOS можно передать стуком, гудками, выстрелами, солнечным зайчиком или фонариком – и его обязательно поймут и придут на помощь.

Существует история об одном отдаленном отеле, который захватили преступники, отрезав все линии связи. Тогда сотрудники придумали интересный ход: на каждом этаже здания они вывесили на просушку несколько комплектов постельного белья в следующем порядке: три наволочки, три пододеяльника, три наволочки. Проезжавшие мимо полицейские заметили сигнал и отправили в отель вооруженный отряд.

Скорее всего, это всего лишь байка. Хотя…

Наверняка каждому известна аббревиатура SOS. Этот сигнал бедствия используется в радиотелеграфной связи на международном уровне. «Спасите наши души» – распространенная расшифровка данного сигнала, однако так ли это?

История возникновения и расшифровка

До ХХ века на судах использовался CQD – код бедствия того времени. И лишь в 1906 в радиотелеграфной связи был предложен международный сигнал SOS. В Берлине 7 февраля этого года подписали особую статью.

В соответствии с ней суда, которые терпят крушение, должны использовать радиотелеграф для подачи сигнала «…—…». При этом, сигнал должен повторяться через короткие промежутки.

Азбука Морзе, русский и английский алфавит
Азбука Морзе, русский и английский алфавит

До момента появления привычного сигнала почти в каждой стране были свои знаки оповещения. А до того, как было изобретено радио, моряки применяли аудиосигналы или же визуально привлекали внимание – использовали колокола, флаги, сигнальные огни и прочее. Затем производители радиостанций стали предлагать и использовать свои собственные сочетания кодов бедствия: SOE, CQD, NC.

На Международной радиотелеграфной конференции, проходящей в 1906 году в Германии, были собраны представители 29-ти стран. Они отдали голоса за сигнал бедствия SOS. Почему же нельзя было дальше использовать сигнал CQD?

Все просто – SOS короче и проще для слухового восприятия. Тем более, его нельзя было спутать с сигналом CQ, который имел самое разное предназначение (к примеру, приглашение к проведению сеанса связи).

Интересный факт: сигнал SOS просуществовал почти столетие и только в 1999 Международная морская организация заменила его на GMDSS, что является автоматической системой оповещения.

Вопреки распространенному мнению, SOS не расшифровывается, как «Спасите Наш Корабль» или «Спасите Наши Души». Сочетание букв – случайное, и выбрано оно для того, чтобы легко распознавать сигнал на слух. Также оно быстро запоминается.

Первые случаи использования SOS

Многие считают, что самый первый случай использования сигнала бедствия SOS – это «Титаник». На самом деле, это неправда и данный случай является приблизительно восьмым.

Также есть и другое утверждение – сигнал SOS дал пароход «Славония», который потерпел крушение в 1909 неподалеку от Азорских островов. Однако к тому времени еще использовался код CQD.

Наиболее вероятное первое применение SOS случилось в том же 1909, когда 11 августа пароход «Арапаоэ» сбился с курса. Судно потеряло ход и начало дрейфовать в направлении Джексонвилла. Сигнал своевременно приняли и корабль спасли.

Интересный факт: SOS не используют в голосовой связи. Вместо него подается в качестве сигнала слово «Mayday».

В 1910 пароход «Кентукки», находясь возле мысов Вирджинии Кейпс, получил пробоину и течь. Сигнал бедствия был передан, и его приняло судно «Аламо», которое в дальнейшем и оказало помощь.

В 1911 в США в штате Вирджиния произошло столкновение двух судов. Прежде чем одно из них затонуло, был подан SOS, что и спасло людей утопающего парохода.

В 1911 крейсер «Ниобея», принадлежащий Канаде, из-за сильного тумана столкнулся с берегом и также дал сигнал бедствия.

3 декабря этого же года неподалеку от Вирджинии столкнулись два судна – пароход «Дороти» и военный угольщик «Стерлинг». Капитан угольщика передал сигнал, но все-таки смог спасти судно, посадив его на мель. SOS зафиксировало несколько кораблей.

Сигнал SOS поступил от судна «Онтарио», который в 1912 направлялся в Бостон из Балтимора. По пути произошло возгорание. На код откликнулись катера и буксиры.

Сигнал бедствия SOS, вопреки распространенному мнению, не имеет определенной расшифровки. Не смотря на то, что сигнал был заменен на GMDSS, он до сих пор применяется в критических ситуациях – о SOS все знают.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий