Юридические советы

Эквивалент товара по 223 фз

Что означает

В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции в 44 ФЗ понятие «эквивалент» выступает одним из ключевых. Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент»; что это значит, раскрывается в п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ. То есть это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.

В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).

Для максимального понятного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также, если нужно:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Или эквивалент по 44 ФЗ означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он может согласиться с требованиями документации или предложить аналогичную продукцию. Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании. Е сли задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента, то знайте, что это одно и то же, разницы нет. Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания.

Когда можно прописывать товарный знак без указания «или эквивалент»

Из описанного правила есть два исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).

Во-первых, если приобретают запасные части и расходные материалы к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, могут подойти только оригинальные картриджи.

Во-вторых, если заключают контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Н апример, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности:

Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ

По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».

Из этого правила есть исключения, неэквивалент можно получить, если закупаете:

  • несовместимые товары и нужно обеспечить взаимодействие с теми, которые использует заказчик;
  • запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые использует заказчик. Они должны быть закреплены в техдокументах на эти машины и оборудование;
  • товары, которые нужны для исполнения госконтракта;
  • продукцию с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения товара, изготовителем товара, если это прописано условиями международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ для исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными компаниями.

Изменений много, но поставщикам необязательно знать о каждом. Расскажем о тех, которые уже вступили в силу и влияют на участие в закупках.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже действуют

Заказчики всегда могут указывать товарный знак

Раньше называть конкретного производителя или товарный знак можно было только в закупках услуг или работ, для которых использовался товар (например, ремонт с поставкой краски). Теперь это можно указывать в закупках любых товаров, сопровождая фразой «или эквивалент» и указывая параметр эквивалентности. Например «МФУ Hewlett Packard LaserJet Professional CP5225, или эквивалент. Цветная печать, не менее 20 листов А4 в минуту, ресурс картриджа от 7000 страниц и т.д.».

Описание товара нужно брать из каталога

Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки. Если нужны дополнительные характеристики, их придется обосновать. Помимо описания товара или услуги, в каталоге будет информация о типовых контрактах для них, а также соответствующие коды из российской и международной системы классификации.

В описании лекарств появятся дополнительные сведения

Если вы занимаетесь поставкой лекарств, изучите постановление правительства от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов…». В нем сказано, что можно, а что нельзя указывать в описании лекарств (дополнительно к п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Например, заказчику надо указывать:

  • дозировку с возможностью поставки в кратном объеме (например, таблетки 300 мг с возможностью поставки 100 мг или 150 мг).
  • остаточный срок годности лекарства в единицах измерения времени («не раньше 1 января 2020 г.» или «не меньше 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

Но при этом нельзя:

  • брать описание из инструкций к лекарствам определенной торговой марки,
  • указывать фиксированную температуру хранения лекарств и др.

Кроме того, утвержден новый типовой контракт на поставку лекарств. Заказчики начнут его применять, как только документ появится в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС.

Сняли запрет с программного обеспечения из ЕАЭС

Раньше в рамках нацрежима запрет распространялся и на ПО из ЕАЭС. С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. Теперь будут вести два реестра: для ПО из России и ПО из ЕАЭС. Если ПО есть в одном из реестров и заказчик не может обосновать, что ему нужен иностранный аналог, будут закупать ПО из реестра.

Разрешили заключать контракт со вторым участником закупок

Заказчик не может заключить контракт с победителем закупки, если обнаружит, что тот:

  • не соответствует единым или дополнительным требованиям (ч. 1-2 ст. 31 44-ФЗ),
  • находится в РНП (ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ)
  • не соответствует требованиям к аудиторским услугам,
  • поставляет лекарства, которых нет в реестре предельно допустимых цен или отказывается снизить цену до предельно допустимых.

Теперь в этих случаях заказчик не просто размещает в ЕИС протокол об отказе заключать контракт и проводит новую закупку, а может заключить контракт со следующим участником закупки. Если вы стали вторым номером в закупке, то сами решаете, соглашаться или нет.

Также законодатели убрали пробел в правилах включения в РНП уклонившегося победителя закупки. Раньше заказчик был обязан отправлять сведения о нем в ФАС, если заключил контракт с участником закупки, предложению которого присвоен второй номер. Если следовать тексту закона, то «уклонист» не попадает в РНП, если второй участник отказался заключать контракт.

Читайте также:  Детские пособия новосибирск вконтакте

Сейчас такого условия нет. Если вы откажетесь заключать контракт, попадете в РНП, независимо от того, заключил заказчик контракт со следующим участником или нет.

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика

Они специфичны, но на всякий случай перечислим:

  • услуги по проведению рейтинговых действий,
  • по модернизации государственных информационных систем для палат Федерального Собрания РФ.
  • обращение с твердыми коммунальными отходами.

Из перечня убрали услуги по проведению инженерных изысканий и проектной документации для утилизации отходов.

Кроме того, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории России. Реестр пока пуст.

Заработали новые правила жалоб от физлиц

ФАС не будет рассматривать жалобы ИП и физических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Например, у ИП или физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п. Такие обращения будут рассматривать в общем порядке как от граждан в течение 30 дней.

Изменения в 223-ФЗ, которые уже действуют

Большинство изменений касаются работы заказчиков. Их можно перечислить одним списком:

  1. Из-под действия 223-ФЗ вывели ряд специфических закупок:
    • заключение и исполнение договоров об электроэнергетике для участников этого рынка,
    • закупки для исполнения заказчиком договора за границей, в том числе его дочерними организациями,
    • закупки между взаимозависимыми юрлицами, перечень которых прописан в Положении о закупках заказчика,
    • закупка товаров юрлицами, которые зарегистрированы за границей.
    • Заказчикам по 223-ФЗ официально разрешили проводить закупки для коммерческого использования, то есть для перепродажи.
    • Разрешили не публиковать в открытом доступе ряд закупок. Теперь наряду с закупками до 100/ 500 тыс. рублей можно не афишировать закупки на размещение депозитов, предоставление кредитов, переход прав собственности на недвижимость и т.д.
      Также правительство оставило за собой право дополнительно определять товары и услуги, информацию о которых можно не публиковать в ЕИС.
    • Дочерним предприятиям разрешили присоединяться к Положению о закупках головного заказчика.

    Напрямую повлияют на поставщиков только новые правила подачи жалобы в ФАС:

    1. Расширили перечень оснований для жалоб на заказчиков по 223-ФЗ. Теперь в ч.10 223-ФЗ появился пункт о том, что можно жаловаться на любые нарушения 223-ФЗ или Положения о закупках заказчика при подготовке и проведении процедуры.
      Обратите внимание:
      • В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).
      • Жалобы по основаниям, указанным в 223-ФЗ, рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
      • ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые составляют предмет жалобы. Даже если сотрудник ФАС заметит нарушение, которое не описано в вашей жалобе, он не будет назначать по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
      • Жаловаться на заказчика по 223-ФЗ, после того как закончился срок подачи заявок, могут только участники закупки. Остальным нужно успевать в период подачи заявок.

      по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТД Астра» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

      Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

      ведущего заседание Комиссии —

      при участии представителей:

      рассмотрев жалобу ООО «ТД Астра» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на передачу неисключительных прав использования антивирусного программного обеспечения в ДЗО ПАО «Россети» (извещение № 31806865477) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

      У С Т А Н О В И Л А:

      В ФАС России поступила жалоба ООО «ТД Астра» (далее — Заявитель) б/д б/н (вх. 162761-ЭП/18 от 08.10.2018) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на передачу неисключительных прав использования антивирусного программного обеспечения в ДЗО ПАО «Россети» (извещение № 31806865477) (далее – Конкурс , Жалоба).

      Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

      В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

      Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

      Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

      Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.10.2015 № 206) (далее – Положение о закупке).

      В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

      29.08.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Ко нкурса (далее – Извещение, Документация).

      Читайте также:  Что делать если кадастровый инженер ошибся

      Согласно информации, размещенной в ЕИС:

      Дата окончания подачи заявок: 08.10.2018;

      Дата рассмотрения заявок: 15.10.2018;

      Дата подведения итогов: 30.10.2018;

      Начальная максимальная цена договора: 156 874 198,20 рублей.

      Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

      Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность предоставления эквивалентной продукции.

      Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.

      Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

      Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность предоставления эквивалентной продукции.

      Пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

      В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

      в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

      в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

      в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

      а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

      б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

      в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

      г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

      Пунктом 7.1.3 Положения о закупке установлено, что в случае проведения закупок не допускается указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. При указании в извещении о поведении закупки, в документации о закупке на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент».

      При этом согласно подпункту б) пункту 7.1.4 Положения о закупке установлено, что в случае, указанном в пункте 7.1.3 Положения о закупке, слова «или эквивалент» можно не указывать по решению Заказчика, в случае если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков; при этом обоснование такого решения указывается в документации о закупке вместе с указанием товарного знака.

      Согласно пункту 1.1.8 Документации подробные требования к выполняемым поставкам, работам и услугам изложены в томе 2 «Техническая часть» (далее — Техническое задание).

      В соответствии с пунктом 1 Технического задания предметом закупки является продление лицензий антивирусного программного обеспечения Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition для нужд ДЗО ПАО «Россети».

      При этом указано, что в соответствии с пунктом 7.1.4 Положения о закупке потребность заказчика в продлении лицензии на право получения обновлений баз сигнатур и программного обеспечения Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition обусловлена окончанием срока действия текущей лицензии на право получения обновлений баз сигнатур и программного обеспечения Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition для ранее закупленного и в настоящее время эксплуатируемого у заказчиков антивирусного программного обеспечения Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. Закупаемый товар (лицензии) будет использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми заказчиком, при этом программное обеспечение Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition несовместимо с базами сигнатур антивирусного программного обеспечения других производителей.

      Данное программное обеспечение интегрировано с другими системами информационной безопасности, используемыми в ДЗО ПАО «Россети».

      На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что закупка программного обеспечения, указанного в Техническом задании, осуществлена в соответствии с требованиям Закона о закупке и Положения о закупке, при этом обусловлено необходимостью продления работоспособности ранее установленного программного обеспечения. Также представитель Заказчика сообщил, что закупка программного обеспечения иного производителя требует значительных временных, трудовых и материальных затрат для целей интеграции в существующие информационные системы Заказчика. Кроме того, закупка по результатам Конкурса иного программного обеспечения, отличного от указанного в Техническом задании, повлечет простой технологических процессов по передаче электроэнергии.

      Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

      Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном запрете на предоставление эквивалентной продукции, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

      На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

      Читайте также:  Общедомовой прибор учета холодной воды

      Аналогичные принципы предусмотрены пунктом 1.2.1 Положения о закупке.

      При этом согласно подпункту б) пункта 1.2.1 Положения о закупке одним из основных принципов построения закупочной политики Заказчика является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки — выбор поставщиков, подрядчиков, исполнителей осуществляется преимущественно путем проведения конкурентного отбора, на основе равных конкурентных возможностей, при отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок, в соответствии с обоснованными требованиями к потенциальным участникам закупочных процедур и закупаемым товарам, работам, услугам, с учетом при необходимости жизненного цикла.

      В соответствии с абзацем «г» пункта 2.3.1.2 Тома 1 Документации установлено, что чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить договор, Участник Конкурса должен представить сведения в отношении всей цепочки его собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением заверенными Участником выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, для акционерных обществ дополнительно заверенными выписками из реестра акционеров, документами о государственной регистрации иностранного юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданных в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц) с приложением надлежащим образом заверенного перевода на русский язык. Срок действия выписок из Единого государственного реестра юридических лиц из реестра акционеров не должен превышать 60 (шестьдесят) дней со дня ее выдачи, документы о государственной регистрации иностранного юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданных в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц) с приложением надлежащим образом заверенного перевода на русский язык и полученных не ранее чем за 60 дней до срока окончания приема заявок. В случае каких-либо изменений сведений участники (а в дальнейшем Победитель процедуры закупки) обязуются предоставить информацию об указанных изменениях в соответствии с (Форма 8.1 ) к Документации в течение 7 (семи) календарных дней с момента возникновения таковых.

      Вместе с тем, представление сведений в отношении всей цепочки собственников , включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

      Кроме того, в случае если участник Конкурса или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

      Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      3. П унктами 1.5.7, 1.5.8 Документации установлено, что конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсные заявки участников Конкурса, аффилированных между собой (понятие аффилированного лица согласно статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Факт подачи конкурсных заявок лицами, аффилированными с Заказчиком и/или Организатором конкурса, и/или экспертом, не является основанием для отклонения таких заявок, но является основанием для самоотвода соответственно члена конкурсной комиссии или эксперта, имеющих аффилированные связи с участником конкурса. В случае, если установлен факт аффилированности, Конкурсная комиссия (или иное выявившее данный факт лицо) информирует об этом ЦЗК Общества и, при возможности, пересматривает принятые решения без учета голоса/мнения аффилированного лица.

      Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, установлены вышеуказанные требования, так как Законом о закупках не предусмотрено ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.

      Кроме того, наличие у участника закупки аффилированности с иным участником закупки однозначно не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и недобросовестности такого участника закупки.

      Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации данного требования в качестве обязательного к участникам Конкурса, а также отказ в допуске на основании вышеуказанного требования противоречит пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      Частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

      Вместе с тем, согласно пункту 16 Извещения и пункта 1.5.9 Документации установлено, что «Организатор конкурса, по решению Конкурсной комиссии, имеет право отказаться от проведения Конкурса в любое время до выбора Победителя, не неся никакой ответственности перед Участниками конкурса или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки. Все Участники конкурса, оформившие свое участие в конкурсе через ЭТП, получат соответствующие уведомления в порядке, установленным правилами данной системы».

      Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанного положения, нарушают требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем Комиссия ФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

      На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

      Признать жалобу ООО «ТД Астра» б/д б/н (ИНН 9701088401, ОГРН 1177746969476) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (ИНН 7728662669 , ОГРН 1087760000019 ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на передачу неисключительных прав использования антивирусного программного обеспечения в ДЗО ПАО «Россети» (извещение № 31806865477) необоснованной.

      Признать ПАО «Россети» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 5 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      Выдать ПАО «Россети» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 10.10.2018 № 223ФЗ-760/18 .

      Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.10.2018 № 223ФЗ-760/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

      Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Adblock detector