Юридические советы

Функции методиста дополнительного образования

I. Общие положения

1. Методист относится к категории специалистов; назначается на должность и

освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению

2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы (от 2 до 5 лет; от 5 до 8 лет; от 8 до 12 лет; свыше 12 лет) или стаж работы в должности методиста (инструктора-методиста) не менее (1 года; 3 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)

3. Назначение на должность методиста (инструктора-методиста) и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

4. Методист должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Принципы дидактики.

4.5. Основы педагогики и возрастной психологии.

4.6. Общие и частные технологии преподавания.

4.7. Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

4.8. Систему организации образовательного процесса в учреждении.

4.9. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.

4.10. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях.

4.11. Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений.

4.12. Основы работы с издательствами.

4.13. Принципы систематизации методических и информационных материалов.

4.14. Основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката.

4.15. Содержание фонда учебных пособий.

4.16. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Методист подчиняется непосредственно (директору учреждения ,иному должностному лицу)

6. На время отсутствия методиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

1. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).

2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

3. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся.

4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.

5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений.

6. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.

7. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.).

Читайте также:  Американская виза в москве форум

8. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.

9. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений.

10. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников.

11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д.

12. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности.

13. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям.

14. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования.

15. Участвует в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, подборе их авторов.

16. Оказывает помощь авторам в подготовке к изданию соответствующих пособий.

17. Информирует учебно-методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных и других средствах обучения и анализирует потребность в них учреждений.

18. Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.

19. Организует обслуживание абонентов фильмотеки и изучение содержания пособий.

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Методист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция методиста доп. образования

Как любой рабочий и служащий, методист дополнительного образования в своей профессиональной деятельности руководствуется положениями должностной инструкции. Данный документ обычно насчитывает как минимум 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

В первом из них содержится описание общих вопросов, касающихся должности и качеств претендента на нее: место специалиста в структуре учреждения, требования к опыту и образованию (обычно требуется высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 2 лет), перечень навыков и знаний, которыми должен обладать методист.

Остальные же разделы посвящены моментам, касающимся непосредственно работы в данной должности, поэтому о них стоит рассказать более подробно.

Читайте также:  Как утвердить должностную инструкцию в новой редакции

Об обязанностях методиста доп. образования

Отдельное внимание в должностной инструкции уделяется обязанностям методиста. Как правило, в его обязанности входит:

  • систематизация и распространение методических материалов, непосредственно касающихся доп. образования;
  • перераспределение информационных потоков между адресатами и источниками;
  • организация открытых уроков, семинаров, конференций, симпозиумов и иных мероприятий;
  • организация и координация работы педагогов доп. образования, проведение для них семинаров;
  • консультирование педагогов доп. образования по вопросам, связанным с их деятельностью;
  • выявление проблем образовательного учреждения и принятие мер по их урегулированию;
  • подготовка проектов приказов/распоряжений в пределах своей компетенции;
  • проведение анализа деятельности учреждения доп. образования;
  • осуществление экспертизы учебных планов;
  • проведение экспертиз образовательных программ;
  • изучение и обобщение современных тенденций развития системы доп. образования;
  • осуществление контроля за качеством работы специалистов учреждения доп. образования, а также своевременным и правильным заполнением ими отчетной документации;
  • организация и проведение работы, направленной на повышение квалификации педагогического состава.

О правах методиста доп. образования

Помимо общих положений и обязанностей должностная инструкция методиста доп. образования содержит информацию о его правах и ответственности. Так, этот специалист вправе:

  • делать выбор по своему усмотрению методик, применяемых им на практике;
  • издавать собственные (авторские) работы и статьи;
  • принимать участие в разработке, обосновании, внедрении концепции развития учреждения дополнительного образования;
  • повышать свою квалификацию, в т. ч. вне основного места работы и населенного пункта, в котором учреждение расположено;
  • принимать участие в управлении учреждением;
  • осуществлять защиту профессиональной чести и достоинства;
  • рассчитывать на предоставление предусмотренных на законодательном уровне социальных гарантий и т. д.;
  • знакомиться с решениями руководителя по своей деятельности;
  • вносить предложения, направленные на улучшение и совершенствование работы учреждения и т. п.

Ответственность методиста доп. образования

Если говорить об ответственности методиста дополнительного образования, то таковая может наступить в случаях:

  • неисполнения (недолжного исполнения) положений должностной инструкции в пределах, определенных трудовым законодательством;
  • нарушения действующих в учреждении правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм;
  • распространение (разглашение) информации, являющейся конфиденциальной;
  • причинения ущерба материального характера (в зависимости от конкретных обстоятельств, меры ответственности могут быть определены как нормами ТК РФ, так и нормами ГК, КоАП или УК).

Подводя итоги сказанному выше, остается сказать о том, что знакомство претендента на должность методиста дополнительного образования с должностной инструкцией должно состояться до момента подписания с ним трудового договора. Типовой образец документа вы можете скачать на нашем сайте.

Толкование функциональных обязанностей методиста дает справочник по должностям руководителей, служащих и специалистов в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Кто это такой

Работа методиста в дополнительном образовании сводится к решению не только педагогических, но и социальных проблем, то есть к выполнению соцзаказа. Главная обязанность методиста — анализ и разработка эффективных методов обучения. Он систематизирует и приводит в порядок учительскую деятельность, планирует и координирует работу педагогического коллектива, занимается повышением квалификации преподавателей, проводит семинары, организует конференции, курсы и т. д.

Читайте также:  Отказ от накопительной части пенсии

Каковы обязанности методиста

По Единому квалификационному справочнику должностей, утвержденному Минздравсоцразвития в 2010 году, Типовым положениям о ДО детей от 2009 года и в соответствии с Российским Трудовым кодексом и другими нормативными актами, определяющими трудовые отношения, методическая работа в дополнительном образовании сводится к следующему:

  • Консультирование, поиск и предложение возможных способов разрешения возникающих несоответствий между содержанием и методическим сопровождением обучающего процесса.
  • Координирование и курирование, содействие разрешению проблем учебного заведения и оказание методической помощи в их урегулировании.
  • Отправка на курсы повышения квалификации, организация открытых уроков, семинаров, симпозиумов, выставок, конференций, соревнований и других мероприятий.
  • Информирование, обеспечение достоверности сведений.
  • Изучение новых материалов по учительской деятельности и разработка рекомендаций для преподавательских инструкций.
  • Проведение экспертизы учебных планов и анализ деятельности заведения.

Методические работники осуществляют сопровождение сразу нескольких процессов, которые определяют и связывают воедино три уровня педагогического пространства – практическую деятельность, обучение и методологию, помогают преподавателям правильно составить план личного роста. Портфолио методиста дополнительного образования должно быть весьма внушительным, чтобы специалист был допущен к деятельности. При приеме на работу обязательно нужна развернутая характеристика на методиста дополнительного образования с предыдущего места работы или учебы.

Из каких пунктов складывается должностная инструкция

Методист:

  1. Общие положения:
  • назначается и увольняется приказом директора;
  • находится в подчинении руководителя одного из подразделений;
  • окончил вуз;
  • обязан знать общегосударственные, отраслевые и региональные нормативно-правовые акты, четко ориентироваться в педагогической деятельности, досконально изучить концепцию дополнительной образовательной работы.
  1. Функциональные обязанности:
  • занимается научно-практическим и методическим сопровождением лабораторий и экспериментальных баз;
  • накапливает, систематизирует и распространяет методматериалы и разработки по дополнительному обучению;
  • готовит кадровый состав.
  1. Должностные обязанности:
  • руководит теоретическими исследованиями по образованию и курирует научные изыскания;
  • намечает направления разработок и новаций;
  • участвует в составлении планов и координировании деятельности соисполнителей;
  • суммирует результаты и проводит научно-исследовательскую оценку завершенных разработок;
  • определяет сферу применения собранных результатов и контролирует реализацию разработок;
  • изучает вероятные направления развития дополнительного образования, прогнозирует его перспективы;
  • продумывает предложения по повышению эффективности образования и воспитания учащихся;
  • организует разработку методологических продуктов, их рецензирование и последующую подготовку к окончательному утверждению;
  • распространяет ценный опыт своих коллег;
  • способствует росту квалификации преподавательского состава.
  1. Права:
  • свободен в выборе и применении методик;
  • повышает профессионализм за пределами места работы;
  • принимает посильное участие в обосновании и внедрении Концепции развития учебного учреждения;
  • издает авторские статьи и работы;
  • имеет прочие права сотрудников педагогической отрасли.
  1. Ответственность:
  • отвечает за качество преподавательской деятельности;
  • гарантирует высокий уровень лекций и практических занятий;
  • обязуется обеспечивать полноценность возможных экспериментов;
  • исполняет издательские обязательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector