Юридические советы

Что будет если уехать от дпс

Кто имеет право остановить движущийся транспорт

Согласно положениям пункта 2.4 ПДД право останавливать транспорт в дороге предоставлено только регулировщикам, а также сотрудникам Минтранса РФ, осуществляющим государственный надзор за организацией международных автоперевозок, на специально оборудованных контрольных пунктах. В пункте 1.2 ПДД даётся определение понятия «регулировщик», согласно которому им является сотрудник гражданской или военной полиции,работник дорожно-эксплутационной службы или дежурный служащий железнодорожного переезда и паромной переправы, уполномоченный в регулировании транспортного движения.

Это ответственное лицо должно быть одето в установленную форменную одежду, иметь положенные атрибуты и отличительные знаки, служебное удостоверение, подтверждающее исполняемые полномочия. Многих автолюбителей интересует вопрос о том, имеет ли право останавливать транспорт обычный сотрудник полиции, не являющийся инспектором ГИБДД? И ответ здесь не в их пользу: да, он имеет право останавливать идущий транспорт при наличии факта правонарушения, включая нарушения ПДД, на основании общих обязанностей сотрудников полиции, требующих принятия мер по поддержанию правопорядка (см. ст.27 п.2 пп.2 Закона о полиции). Естественно, в таком случае сотрудник полиции должен предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию.

Возможные последствия для водителя, если он не остановился по требованию инспектора ДПС

Согласно требованиям п.6.11 ПДД, при подаче полицейским сигнала остановки жестом или с помощью громкоговорителя, водитель должен остановить транспорт в указанном месте. Если же он не остановился по требованию инспектора ДПС и продолжил движение, то при наличии патрульной машины за ним может быть организовано преследование с целью принудительной остановки. При отсутствии возможности преследования информация о нарушителе будет передана по рации следующему полицейскому посту для принятия мер по задержанию. В любом случае к ответственности за нарушение ПДД прибавляется ответственность за неподчинение требованию сотрудника полиции.

Степень административной ответственности за такое игнорирование сотрудника ГИБДД определена ст.12.25 ч.2 КоАП РФ, согласно которой водителю грозит штраф в сумме 500-800 рублей.

Однако в случае организации преследования возможны более серьёзные последствия для водителя и автомобиля, связанные с применением спецсредств по задержанию и использованием допустимых мер физического воздействия.

При наличии веских причин, например, ориентировки на похожий разыскиваемый автомобиль или проводимой полицейской спецоперации, преследователи имеют право применять особые меры вплоть до использования огнестрельного оружия. И в этом случае есть риск получения материального, физического и морального ущерба, компенсацию которого невозможно будет добиться. Но и это не самый печальный вариант, при нетактичном или агрессивном поведении водителя, блюстители порядка могут «притянуть» другую статью 19.3 КоАП, говорящую о неповиновении требованию сотрудника правоохранительных органов, исполняющего служебные обязанности, которая подразумевает штраф до 1000 рублей или 15-суточный арест.

В любом случае игнорировать требование инспектора ДПС об остановке автомобиля для водителя становится себе дороже, так как уйти от наказания за нарушение ПДД вряд ли удастся. Даже в том идеальном случае, когда не была организована погоня за ним, и он не был задержан на следующем контрольном посту, водителю может прийти по почте уведомление с приглашением посетить отделение ГИБДД для процедуры разбирательства по совершённому нарушению. Если водитель и в этот раз проигнорирует приглашение, то неявка будет трактоваться не в его пользу, дело будет рассмотрено без него, и вынесено однозначное постановление о выплате максимально установленного размера штрафа по соответствующей статье правонарушения.

Данное постановление будет выслано нарушителю по почте по месту его регистрации. Если он не согласен с данным постановлением, то ему придётся для отстаивания своих интересов совершить таки визит в органы ГИБДД для обжалования штрафа.

Как можно обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Обжаловать постановление о штрафе можно в вышестоящем органе ГИБДД или в суде. Первый вариант менее затратный и хлопотный в отношении сбора подтверждающих документов, но и более сложный в плане доказывания невиновности, так как ведомственные интересы могут оказывать влияние на принятие решения. Идя на такой серьёзный шаг, как оспаривание постановления, нужно все свои аргументы обосновывать статьями и положениями нормативных документов.

Читайте также:  Наказание за просроченную регистрацию

Одним из оснований оправдания того, что не остановился по требованию инспектора ДПС, может служить п.22 Административного регламента, принятого в МВД в действие приказом Министра ВД №185 от 2.03.09. Согласно его положениям сигналы регулировщика должны подаваться чётко, однозначно и понятно для водителей транспортных средств. И в этом отношении есть следующие варианты для объяснения своих действий:

  1. инспектор поздно вышел на обочину для подачи знака и его действия были не замечены из-за стоявших машин;
  2. в плотном потоке машин было непонятно, к кому относится требование об остановке;
  3. жест об остановке был подан неправильно, не в соответствии с требованием п.6.11 ПДД;
  4. инспектор не имел светоотражающей формы или светящегося жезла в ночное время, из-за чего его действия были не замечены, и т.д.

Следует помнить, что эти утверждения, вопреки презумпции невиновности, водителю, оспаривающему постановление, придётся доказывать самому, основываясь на показаниях свидетелей или записи регистратора.

Наверно нет такого автомобилиста, которого хоть раз не остановил бы инспектор ГИБДД. Это происходит по разным причинам, от откровенного нарушения правил, до возможных мероприятий по поиску правонарушителей.

Но не все водители готовы остановиться по требованию, считая это излишним или даже неправомерным требованием.

Давайте разберемся, когда и как инспектор ГИБДД может остановить автомобиль и что ждет тех, кто не желает подчиниться таким требованиям.

○ Когда и как инспекторы ГИБДД могут останавливать ТС.

Первый вопрос, который интересует водителя, это по чьему требованию и на каком основании они должны остановиться. П. 2.4 ПДД отвечает на этот на этот вопрос:

  • «2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.»

Под регулировщиком понимается не только сотрудник регулирующий движение на том или ином участке дороги, но и любой инспектор ДПС стоящий на посту. К этой же категории относятся и сотрудники ППС. Такой вывод можно сделать из определения «регулировщика» данного в п. 1.2 ПДД.

Инспектор, принявший решение остановить ТС, должен подать понятный водителю сигнал жестом или при помощи громкоговорителя и указать место остановки. Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств. Если этого окажется недостаточно будет передана информация постам ДПС, а они уже ограничат движение, выставив кордон, перекроют дорогу другими автомобилями. В крайнем случае, возможна стрельба из огнестрельного оружия.

Так почему могут остановить автомобиль? Самая распространенная причина – нарушение правил. Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу.

По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах, но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок.

○ Наказания и штрафы: не остановился по требованию.

Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч. 2. Ст. 12.25 КоАП:

  • «Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»

Штраф в 500- 800 р. не слишком велик, если не принимать в расчет возможные последствия погони. Если инспектор не станет преследовать нарушителя, то шанс его получить, минимален, разве, что по результатам видеофиксации вам придет письмо.

Но если инспектор пустится в погоню ситуация может развиться гораздо хуже. Вплоть до применения ч.1 т. 19.3 КоАП за неповиновение сотрудникам при исполнении. Потом в суде придется доказывать, что ст.12.5 КоАП частная по отношению к ней и должна применяться в данном случае, но инспекторы расскажут, как вы не хотели выходить из машины и сопротивлялись.

Читайте также:  Система налогообложения для автомойки

○ Последствия и меры к задержанию.

Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.

Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.

Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.

Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Желательно быть законопослушным гражданином, но даже если вы допустили промах и не остановились по требованию инспектора и получили постановление, его можно оспорить. Для этого можно сослаться на Административный регламент МВД, который предписывает сотрудникам подавать водителям четкие и понятные сигналы.

  • «Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство.»

То есть уже из этого ясно, что как минимум рука инспектора с жезлом или диском должна быть направлена именно на ваше транспортное средство, а в движущемся потоке определить, что останавливают именно вас, бывает затруднительно. В таком случае, смело говорите, что не поняли, что тормозят именно вас.

Внешний вид инспектора тоже играет свою роль. Особенно в ночное время суток. Если жезл не светился, а на одежде не было отражателей, вы смело скажете, что не видели его в темноте.

Нередко встречается картина: инспектор остановил несколько машин сразу и бегает между ними. Он может просто не успеть добежать до вас. Скажите, что просто не увидели его, так как уже проехали мимо.

Все описанные основания лучше подкрепить записью с регистратора, иначе в суде можно услышать, что причин не доверять инспектору нет.

Остановка по требованию инспектора. В последнее время дисциплина, как у водителей, так и у пешеходов страдает. Они все реже следуют законным требованиям сотрудника полиции – остановиться и предъявить документы. Смотрите далее выпуск передачи «Утро с губернией».

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что ожидает водителя, не остановившегося по требованию ГАИ.

Не остановка по требованию работника ГАИ… для некоторых людей эти слова звучат, как приговор. Нет, мы не говорим про индивидуумов, которые любят выходить за рамки дозволенности. Речь пойдет об адекватном водителе, который в определенной ситуации не заметил или не смог остановиться на взмах жезла. Такие случаи бывают.

По букве Закона – это нарушение, за которым должно последовать наказание. Итак, начнем.

Едем, вроде бы не нарушая. В этот момент, откуда ни возьмись, выбегает сотрудник и машет жезлом. Вы же в этот момент совершали, к примеру, перестроение и либо реально не заметили, либо останавливаться уже поздно. Что может ожидать водителя в таком случае?

Читайте также:  Электрик в управляющую компанию

Первое – ГАИшник может оставить этот факт без внимания,
второе – сядет в машину и погонится за вами,
третье – передаст по рации ближайшим патрулям.

ГАИшник «не обиделся»

Работники ГАИ заявляют о том, что без причины они не останавливают. Поэтому, если они все же пытаются вас остановить, причина все-таки есть (или найдется).

Но в том случае, если инспектор не уверен в своей правоте, у него недостаточно доказательств вашей вины, или остановка может привести к созданию аварийной ситуации – инспектор может «не обидеться» и оставить сей факт без внимания (и даже не сообщить об этом другим постам).

На практике такое случается довольно часто (особенно если «не остановившийся» на «крутой» машине с затонированными стеклами).

Но надеяться на это не стоит: бывали случаи, когда инспекторы для остановки автомобиля выбегали в третью (!) полосу движения или начинали погоню (см. дальше).

План «Перехват»

Вариант погони, в принципе, маловероятен, так как для погони придется собирать аппаратуру (а дежурят в основном со стационарными измерителями скорости) или задействовать другой/другие экипажи.

Тем не менее, такое случается. Скажу сразу – играть в героя с сотрудниками ГАИ я бы не советовал. Случаи погони и (или) не остановки на нескольких постах заканчиваются очень плохо: вам могут полностью перекрыть дорогу и даже открыть стрельбу по автомобилю.

Чем это может закончиться – думаю, объяснять не стоит. Хотя бывают и курьезные ситуации. К примеру, не остановившись по требованию, водитель решил, что, быстро заехав на ближайшее свободное место и сев в общественный транспорт, он сможет избежать наказания. Но не тут-то было – сотрудники ГАИ поняли его намерения и остановили маршрутку, в которой он ехал.

Если же вам удалось-таки скрыться от погони, то ждите «нервных поездок», как минимум в течение нескольких недель. Ваши номера наверняка запомнят и передадут всем постам. «Пробив» номера по базе – будут знать ваш адрес. Последствия – самые неутешительные.

Остановит следующий патруль

В третьем сценарии – нас таки останавливают на ближайшем посту.

Где факты нарушения? Формально они есть – не остановка по требованию ГАИ.

Где доказательства? А вот с этим сложнее – нужно объявить причины остановки (тем – предыдущим экипажем), доказательства нарушения. Кроме того, вы можете аргументировать свои действия невозможностью остановки без создания аварийной ситуации (п. 2.14 «е» Правил).

Если на следующем посту предъявить будет нечего, то, скорее всего, вас отпустят, посоветовав быть внимательнее.

Но многое зависит от водителя: его опыта, знания правил и еще ряда факторов (включая настроение постовых). К примеру, в Киеве был случай, когда на следующем посту остановили человека, не остановившегося по требованию работника ГАИ. Спустя минуту, за ним прилетает авто, из которого выскакивает разъяренный сотрудник госинспекции, забирает права и составляет протокол со всеми вытекающими.

В суде человек смог доказать свою невиновность, приведя аргументированные примеры того, что он адекватный водитель, а сложившаяся ситуация – просто стечение обстоятельств.

Будьте внимательны на дорогах!

Лучше все-таки решить все вопросы и недоразумения с одним патрулем ГАИ, чем запустить в действие всю систему МВД.

Комментарий юриста

Виталий Савчук, юрист ООО «Рыбин и партнеры»

Согласно Правилам дорожного движения (п.2.4) если того требует сотрудник милиции, водитель обязан остановиться и предоставить автомобиль для проверки. Невыполнения этого требования влечет ответственность в виде штрафа 153-187 грн. или лишения права вождения до 6 месяцев (ст. 122-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Существуют некоторые исключения. Так, например, если водитель объективно не может остановиться из-за угрозы жизни, увечья или по другим непреодолимым обстоятельствам, то это не будет нарушением (п. 2.14 «е» Правил).

Уважаемые читатели! Присылайте свои темы для рубрики «Что будет если. ». Мы будем рады разобрать вместе с вами эти вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector