Юридические советы

Цены на топливо в 2019 году

В период с 7 по 14 июля 2019 г. на АЗС ВИНК и ряда независимых компаний, осуществляющих розничную реализацию моторных топлив в субъектах РФ, где отсутствует представительство ВИНК, средние цены в целом по Российской Федерации выросли на автобензины и дизельное топливо зимнее, не изменились на дизельное топливо летнее.

Средняя цена на автобензин АИ-92 повысилась на +0,02% (+0,01 руб./литр) до 42,72 руб./литр, на АИ-95 — на +0,02% (+0,01 руб./литр) до 45,76 руб./литр, на дизельное топливо зимнее — на +0,08% (+0,04 руб./литр) до 48,58 руб./литр, стоимость дизтоплива летнего сохранилась на уровне 46,26 руб./литр.

По отношению к 14 июля 2018 года средняя цена на бензин 92 повысилась на +2,52% (+1,05 руб./литр), на АИ-95 — на +2,92% (+1,30 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на +4,26% (+1,89 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на +5,88% (+2,70 руб./литр).

По сравнению с 31 декабря 2018 года средняя цена в России на автобензин АИ-92 повысилась на +2,37% (+0,99 руб./литр), на АИ-95 — на +2,53% (+1,13 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на +5,57% (+2,44 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на +4,54% (+2,11 руб./литр).

По сравнению с 1 января 2019 года средняя цена в России на автобензин АИ-92 повысилась на +2,35% (+0,98 руб./литр), на АИ-95 — на +2,51% (+1,12 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на +5,57 (+2,44 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на +4,52% (+2,10 руб./литр).

На минувшей неделе в федеральных округах наблюдалась следующая динамика:

  • Средние цены на автобензин АИ-92 выросли в трёх округах и сохранились без изменений в пяти округах. В Сибирском округе автобензин подорожал на +0,12 руб./литр до 41,36 руб./литр на фоне существенного роста цен в Республике Тыва. В Северо-Западном округе средняя цена возросла на +0,04 руб./литр до 42,60 руб./литр вследствие повышения цен в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. В Приволжском округе рост цен в сети АЗС одной из ВИНК в Республике Башкортостан способствовал минимальному изменению средней цены на +0,01 руб./литр до 41,90 руб./литр. В Центральном ФО незначительное снижение цен в Ярославской области не отобразилось на средней цене в округе, сохранившейся на уровне 42,31 руб./литр. В Южном ФО средняя цена стабилизировалась на уровне 44,18 руб./литр, в Северо-Кавказском ФО — 43,35 руб./литр, в Уральском ФО — 41,58 руб./литр, в Дальневосточном ФО — 46,74 руб./литр.
  • Средние цены на бензин 95 повысились в трёх округах и не изменились в пяти округах. В Северо-Западном округе стоимость автобензина увеличилась на +0,04 руб./литр до 45,68 руб./литр в связи с повышением цен в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. Аналогичный прирост средней цены зафиксирован в Сибирском округе до 43,47 руб./литр вследствие удорожания автобензина в Республике Тыва. В Южном округе незначительное повышение средней цены на +0,02 руб./литр до 47,86 руб./литр обусловлено ростом розничных цен в Республике Крым. В Приволжском округе повышение цен в Республике Башкортостан не отразилось на средней цене, сохранившейся на отметке 44,98 руб./литр. В Центральном округе средняя цена стабилизировалась на уровне 45,63 руб./литр, в Северо-Кавказском ФО — 46,36 руб./литр, в Уральском ФО — 44,58 руб./литр, в Дальневосточном ФО — 48,78 руб./литр.
  • На дизельное топливо летнее средние цены выросли в двух округах, понизились в двух округах и сохранились без изменений в четырёх округах. В Сибирском округе средняя цена возросла на +0,07 руб./литр до 46,81 руб./литр в связи с повышением цен в Республике Тыва. В Северо-Западном округе топливо подорожало на +0,02 руб./литр до 46,69 руб./литр на фоне роста цен в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. В Южном округе появление нового предложения с более низкой ценой в сети АЗС одной из ВИНК в Волгоградской области привело к удешевлению топлива в среднем на –0,10 руб./литр до 46,71 руб./литр. В Центральном ФО средняя цена скорректировалась на –0,01 руб./литр до 45,14 руб./литр вследствие снижения цен в сети АЗС двух ВИНК в Московской и Ярославской областях. В Приволжском округе повышение розничных цен в Республике Башкортостан не повлияло на среднюю цену — 44,97 руб./литр. В Северо-Кавказском округе стоимость дизельного топлива летнего осталась на прежнем уровне 44,69 руб./литр, в Уральском округе — 46,55 руб./литр, в Дальневосточном округе — 51,65 руб./литр.
  • На дизельное топливо зимнее средние цены понизились в одном округе, не изменились в пяти округах, в одном округе завершилась продажа топлива и в одном округе не осуществляется. В Уральском округе дизельное топливо подешевело на –2,23 руб./литр до 44,71 руб./литр вследствие окончания реализации в Ханты-Мансийском АО, где уровень цен более высокий. В Центральном округе средняя цена сохранилась на отметке 46,50 руб./литр, в Северо-Западном ФО — 47,43 руб./литр, в Северо-Кавказском ФО — 45,51 руб./литр, в Приволжском ФО — 44,57 руб./литр, в Дальневосточном ФО — 61,77 руб./литр. В Южном ФО завершилась сезонная продажа дизельного топлива межсезонного.

В Московском регионе подешевело дизельное топливо летнее в области на остальные нефтепродукты средние цены не изменились. В Москве средняя цена на АИ-92 сохранилась на уровне 42,69 руб./литр, на АИ-95 — 46,69 руб./литр, на дизельное топливо летнее — 45,74 руб./литр. В Московской области дизельное топливо летнее подешевело на -0,01 руб./литр до 45,02 руб./литр, средние цены на автобензины АИ-92 и АИ-95 сохранились на уровне 42,00 руб./литр и 46,11 руб./литр соответственно.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области средние цены повысились на автобензины и дизельное топливо летнее, не изменились на дизтопливо межсезонное. В Санкт-Петербурге автобензины АИ-92 и АИ-95 подорожали на +0,10 руб./литр до 42,23 руб./литр и 45,57 руб./литр соответственно, дизельное топливо летнее — на +0,04 руб./литр до 46,05 руб./литр, стоимость дизельного топлива межсезонного сохранилась на отметке 47,29 руб./литр. В Ленинградской области средняя цена на АИ-92 увеличилась на +0,10 руб./литр до 42,45 руб./литр, на АИ-95 — на +0,09 руб./литр до 45,68 руб./литр, на дизтопливо летнее — на +0,04 руб./литр до 46,28 руб./литр, стоимость дизельного топлива межсезонного стабилизировалась на уровне 47,31 руб./литр.

Читайте также:  Банкротство государственного бюджетного учреждения

На минувшей неделе в регионах наблюдалась следующая динамика:

Средняя розничная цена на автомобильный бензин АИ-92 выросла на +0,01 руб./литр (+0,02%) до 42,72 руб./литр (Рис. 1).

Средние цены на автобензин АИ-92 увеличились в 5‑ти субъектах (здесь и далее включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область), снизились в 1‑ом субъекте и остались без изменений в 79‑ти субъектах (здесь и далее включая Московский регион). В Республике Тыва автобензин подорожал на +2,37 руб./литр, в Новгородской области на +0,08 руб./литр, в Республике Башкортостан на +0,05 руб./литр. В Ярославской области средняя цена снизилась на –0,01 руб./литр.

Средняя розничная цена на автомобильный бензин АИ-95 увеличилась на +0,01 руб./литр (+0,02%) до 45,76 руб./литр (Рис. 2).

Средние цены на автобензин АИ-95 увеличились в 6‑ти субъектах, снизились в 1‑ом субъекте и не изменились в 78‑ми субъектах. В Республике Тыва средняя цена повысилась на +0,81 руб./литр, в Новгородской области на +0,07 руб./литр, в Республиках Крым и Башкортостан на +0,05 руб./литр. В Тюменской области автобензин подешевел на –0,01 руб./литр.

Средняя цена на дизельное топливо летнее сохранилась на уровне 46,26 руб./литр (Рис. 3).

Средние цены на дизельное топливо летнее выросли в 5‑ти субъектах, снизились в 3‑х субъектах (включая Московскую область), сохранились без изменений в 76‑ти субъектах и в 1‑ом субъекте реализация топлива не осуществляется. В Республике Тыва средняя цена возросла на +1,32 руб./литр, в Новгородской области на +0,07 руб./литр, в Республике Башкортостан на +0,05 руб./литр. В Волгоградской области топливо подешевело на –0,29 руб./литр, в Ярославской области на –0,01 руб./литр.

Средняя цена на дизельное топливо зимнее выросла на +0,04 руб./литр (+0,08%) до 48,58 руб./литр (Рис. 4).

Средние цены на дизельное топливо зимнее не изменились в 20‑ти субъектах (включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область), завершилась реализация топлива межсезонного в 2‑х субъектах и в 63‑х субъектах продажи топлива не осуществляются (включая Московский регион). В Ханты-Мансийском АО и Волгоградской области завершилась сезонная продажа топлива.

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2019 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-86-09

Цены на бензин интересуют, пожалуй, каждого жителя Российской Федерации. Это только на первый взгляд кажется, что циферки, мелькающие на табло заправочных станций, интересны исключительно автомобилистам. С ними всё понятно – они вынуждены ежедневно «кормить» своего железного коня.

Впрочем, даже те россияне, которые передвигаются общественными видами транспорта, прекрасно знают, какое влияние этот показатель оказывает на экономику. Повышение цен на бензин приводит к подорожанию проезда в автобусах и маршрутках, отражается на стоимости продуктов питания, ценах на предметы быта и одежду, тарифах на доставку товаров почтовыми службами.

Недавний ценовой бум вызвал небывалый ажиотаж среди россиян. В наше время совершенно не важно, падают или растут котировки нефти – цена бензина двигается исключительно вверх! Не удивительно, что многих жителей России интересуют перспективы данного сегмента рынка, а также прогнозы экспертов на 2019 год. Возможно, дешевле будет продать машину и ездить на метро, чтобы больше не думать о космических суммах в чеке за одну заправку.

По данный Росстата, цена бензина в РФ уже достигла 40,09 рублей за литр

Механизм бензинового рынка России

Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.

Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.

Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год – что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.

Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.

Рост цен на бензин: текущая ситуация

В конце 2017 года правительство заявило, что в 2018 году ожидается двухэтапное повышение цен на бензин. Первый этап был реализован в начале января, когда сбор с 1 тонны топлива вырос практически на 11%, а цена бензина повысились на 70 копеек. Следующий этап был реализован в июле. В 2019 и 2020 годах правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый раз это приведет к росту бензиновых цен на 50 копеек за каждый литр.

Читайте также:  Договор подряда с использованием материалов подрядчика

Правительство считает рост цен жизненно необходимым для наполнения казны

Впрочем, как показывает практика, реальная цена на бензин увеличивается отнюдь не на копейки. Все потому, что финальная стоимость топлива зависит не только от налогов, но и нефтецен, курса доллара и размера инфляции. Рост цен на бензин за последние 2-3 года заметно опережает рост акцизных сборов. Только за 2017 год литр подорожал практически на 3 рубля. В 2018 году уже в апреле заправочные станции поразили россиян новыми ценами, пояснив их акцизами и резким снижением предложения на внутреннем рынке.

Московская топливная ассоциация сообщила, что дизтопливо стало стоить 40 рублей 50 копеек, 92-й бензин – 38 рублей 70 копеек, 95-й – 41 рубль 96 копеек. Максимальное удорожание горючего было зафиксировано в столице, где за одну неделю заправочные станции подняли цены на 95-й бензин до 47 рублей. При этом ранее в Минэнерго заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019 году. Однако реально ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.

Комментарии правительства

По словам Эльвиры Набиуллиной, подорожание горючего вызвало серьезную обеспокоенность у Центрального банка РФ. Это может спровоцировать рост инфляции, повысив ее на 0,2-0,4 процента! Кроме того, повышение топливных цен мгновенно отразилось на инфляционных ожиданиях россиян. Теперь многие в панике утверждают, что инфляция в конце года достигнет 8,6%. Однако падение покупательной способности рубля, по мнению Центробанка, вряд ли выйдет за установленные правительством рамки (4% за 2018 год).

Также отметим, что резкое повышение цен вызвало существенное недовольство у водителей – середина мая ознаменовалась протестными акциями в некоторых регионах страны. В результате Владимир Путин заявил, что правительство уже принимает меры, чтобы понизить цены горючего. Случилось это после нескольких социальных взрывов, которые окончились маршами «пустых канистр».

Главной причиной роста цен правительство назвало высокую стоимость нефти на мировом рынке, а также слабый курс рубля, что активизировало экспортную деятельность и обеднило внутренний рынок. Например, «Роснефть» практически обнулила поставки на российские АЗС, предпочитая вывозить топливо за пределы РФ. Когда антимонопольная служба потребовала урегулировать ситуацию, руководство компании сообщило, что «Роснефть» не продает бензин на экспорт, а всего лишь снижает поставки из-за проведения ремонтных работ.

Акцизы были уменьшены, но даже после этого стоимость бензина продолжила расти. Дмитрий Козак (вице-премьер по проблемам транспорта и энергетики) инициировал экстренное собрание правительства и глав нефтекомпаний. Было решено, что цены горючего получится сдержать, если правительство снизит акциз на 1 т бензина на 3 тыс.р., а на дизтопливо – на 2 тыс.р. При этом нефтяники потребовали отменить еще одно повышение сборов (на 700 р. с тонны), планируемое на июль. В итоге бюджет потеряет около 140 млрд. рублей за год.

Подорожание бензина объясняют ослаблением курса рубля и ростом нефтецен

К сожалению, властям вряд ли удастся добиться снижения цен на бензин даже такими мерами. Для начала нужно стабилизировать рынок, а потом уже думать о понижении стоимости топлива. В будущем депутаты планируют разработать новый комплекс налоговых мер – вроде «плавающего акциза», который будет регулироваться в зависимости от цены нефти. Правительство рассматривало и более суровые меры – так, некоторые депутаты предложили поднять экспортный сбор или даже квотировать экспорт нефти в другие страны.

Впрочем, эксперты говорят, что столь жесткие рамки грозят развитием рынка контрафактного горючего. Кроме того, в России планировали полностью отменить экспортную пошлину уже к 2024 году, а такая мера идет в разрез с описанным налоговым маневром, отменяя прошлые решения правительства.

Какой будет цена бензина в 2019 году?

Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.

Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.

В целом их прогнозы неутешительны и основаны на том обстоятельстве, что государству, несмотря на все заявления и обещания, так и не удалось стабилизировать рынок автомобильного топлива.

Эта отрасль напрямую зависит от рынка нефтепродуктов, поэтому в России цены на бензин и дизельное топливо определяются не только спросом и предложением. Основным источником прибыли для отечественных компаний остается не внутренний, а внешний рынок — на долю экспорта приходится три четверти добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на оставшуюся часть. Сюда входит сырье не только для бензина, но и для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности.

Читайте также:  Должностная инструкция мастер бригадир

Для населения выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако госказна нуждается в регулярном пополнении — за счет, прежде всего, налогов, включающих и акциз на бензин. Таким образом, интересы государства и вертикально интегрированных компаний вступают в непреодолимое противоречие с интересами рядовых потребителей. Это та базовая, краеугольная данность, с которой невозможно бороться по определению. На этом основании многие эксперты утверждают: в 2019 году стоимость популярной марки бензина АИ-92 наверняка преодолеет отметку в 50 рублей за литр (в декабре 2018 г. — около 42).

У Минфина самый оптимистичный прогноз: в ведомстве обещают рост не выше уровня годовой инфляции в 4-5%. Другие прогнозы менее радужны: в среднем ожидается, что бензин подорожает примерно на 10%», — сказал News.ru главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков. По его мнению, Минфину придется пересмотреть свои оценки в силу одних только внутренних факторов в виде повышения НДС и акцизов на топливо в январе. «Можно было бы, конечно, апеллировать к внешним факторам, к цене на нефть или бензин на мировых рынках. Действительно, весьма вероятно, что в 2019 году эти продукты будут стоить меньше по сравнению с показателями 2018 года, но мы уже научены печальным девальвационным опытом рубля в таких ситуациях, который нивелирует все возможное снижение глобальных цен на топливо», — заметил Быков.

Надежды на правительство мало

В качестве последней надежды на стабильность топливных цен остается только правительство РФ, рассуждает эксперт. Однако нет никакого смысла в сдерживании роста цен на топливо при текущей экспортно-сырьевой модели экономики. А единственная причина, почему министры вообще обращают внимание на эту проблему, — это социальное недовольство. Если бы не оно, цены в 2018 году повысились бы еще больше. Так что в 2019 году стоимость топлива может вырасти от 10% и до той опасной черты, за которой правительство больше не сможет оставаться безучастным к складывающейся социальной ситуации. «В следующие два года правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый такой шаг приведет к росту цен на бензин в среднем на 50 копеек за литр», — напомнил News.ru ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, другим мощным фактором может стать очередной восходящий тренд на рынке нефти: речь идет о новых параметрах по ограничению нефтедобычи в рамках ОПЕК+. При этом, отметил Капустянский, ранее в Минэнерго РФ заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019. Однако в реальности ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.

Общеевропейский уровень не достигнут

«Мои ожидания пока нейтральны и пессимистичны, я не ожидаю, что в 2019 году произойдет значимый положительный сдвиг в практике формирования розничных цен на бензин. Мы в стране пока еще не достигли уровня общеевропейских цен на топливо, так что рост еще будет», — сказал News.ru руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.

Высокие цены на товарно-сырьевом рынке стимулируют рост розничных цен, так как сырье не становится более доступным для НПЗ, тем более независимых производителей, говорит Блинов. В России, по его словам, все подчинено борьбе с частной собственностью в лучших ее проявлениях, и «полным ходом идет абсолютное укрепление государства в качестве собственника или куратора всего бизнеса в стране». В случае с бензином и дизельным топливом — в угоду вертикально интегрированным компаниям.

По оценкам Блинова, предпринимаемые правительством шаги либо носят характер полумер, либо вообще не имеют рыночного характера, а иногда и смысла. Поэтому вмешательство государства в процессы ценообразования на рынке сырья, да еще с практиками, которые противоречат естественным взаимосвязям в экономике, лучше не обсуждать.

Ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын напомнил News.ru о том решении, которое приняла Саудовская Аравия, увеличив добычу нефти на 1,5 млн баррелей в день и создав переизбыток черного золота на мировом рынке. Именно этого и добивался Дональд Трамп, стремясь снизить цены на бензин на внутреннем рынке США. Теперь же очень многое зависит от того, насколько жестко все участники ОПЕК+ будут придерживаться договоренности о сокращении нефтедобычи.

Роль независимых игроков

Правительству вряд ли удастся остановить рост цен на бензин несмотря на то, что ситуацию в значительной степени определяют вертикально интегрированные компании, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«На рынке существуют также трейдеры и независимые игроки, которые закупают топливо для разных целей — кто-то для продажи внутри страны на своих АЗС, кто-то для перепродажи за рубеж. Эти ребята не связаны никакими соглашениями с правительством, и они могут усилить свою спекулятивную позицию. Чтобы этого не произошло, требуется дополнительный контроль со стороны ФНС и ФАС», — пояснил Пикин News.ru.

По его словам, есть регионы, где именно независимые компании являются основными игроками, и от их действий зависит итоговая стоимость топлива на заправках. Напомним, в ноябре правительство подписало соглашение сроком действия до 31 марта 2019 года с нефтяными компаниями, где для каждой были определены объемы и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. При этом ФАС и ФНС поручено следить за отклонениями свыше 4%. С января 2019 года цены будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4-4,6%.

Между тем в мае 2018 года Российский топливный союз (РТС) в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву охарактеризовал ситуацию на рынке автомобильного топлива как крайне нестабильную и неопределенную. По оценке РТС, 2019 год не предвещает никаких изменений в лучшую сторону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector