Юридические советы

Аудиторское заключение представляется в обязательном порядке

Содержание:

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)) [1] . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 [2] и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

    Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

    • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
    • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
    • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

    В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [3] . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

    Этапы проведения

    Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

    1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
    2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
    3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
      • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
      • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
      • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] ).

      В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

      Новые правила в проведении обязательного аудита

      2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н [6] введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н [7] — еще 18 стандартов.

      Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

      Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

      Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

      Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ [8] . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

      Читайте также:  Инвалиды вследствие военной травмы имеют право

      Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% [9] , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

      Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

      Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

      При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

      • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ [10] ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ [11] ).
      • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ [12] ).
      • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ [13] ).
      • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП [14] ).

      Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

      Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

      Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

      «Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

      Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

      Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

      Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

      В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

      В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

      В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

      В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

      Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

      Куда предоставляется аудиторское заключение?

      В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ) в случае опубликования, а также представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться и представляться вместе с аудиторским заключением.

      Таким образом, вышеуказанное аудиторское заключение подлежит включению в состав годовой бухгалтерской отчетности, которая в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

      Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 04.12.2012 г.).

      СТОИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОГОВОРА

      Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее Закон N 307-ФЗ) аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

      Рассмотрим, в каком случае бухгалтерская отчетность организаций подлежит обязательному аудиту. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях:

      • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
      • если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
      • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
      • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
      • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
      • в иных случаях, установленных федеральными законами.

      Обязательный аудит проводится ежегодно.

      Рассмотрим куда организации должны представлять свою бухгалтерскую (финансовую) отчетностью с аудиторским заключением, в случае если она подлежит обязательному аудиту.

      1) В соответствии со пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного года вместе с аудиторским заключением.

      Следует отметить, что при сдаче бухгалтерской отчетности в электронной форме, в соответствующих форматах представления, утвержденных Приказами ФНС России от 03.09.2013 г. N ММВ-7-6/311@ и N ММВ-7-6/313@, также предусмотрено представление аудиторского заключения.


      2) В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

      Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода вместе с аудиторским заключением.

      3) В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 208-ФЗ) общество обязано предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

      СДАЧА НУЛЕВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ООО, СТОИМОСТЬ

      Согласно п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ открытое общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Перед ее опубликованием общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами. Аудиторское заключение подлежит публикации вместе с годовой бухгалтерской отчетностью общества.

      В соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 г. N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Публикация бухгалтерской отчетности производится после ее проверки и подтверждения независимым аудитором и утверждения общим собранием акционеров.

      4) В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон N 14-ФЗ) для проверки и подтверждения правильности бухгалтерских балансов общества, оно вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

      Читайте также:  Продление отпуска в связи с болезнью

      Согласно п. 3 ст. 36 Закона N 14-ФЗ общество обязано предоставлять своим участникам годовой бухгалтерский баланс и аудиторское заключение.

      БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ООО

      Аудиторское заключение по отчетности подлежащей обязательному аудиту, а также по отчетности не подлежащей обязательному аудиту, может быть представлено любым другим пользователям по усмотрению аудируемой организации, например, банку, контрагентам и др.

      ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

      Аудиторское заключение по консолидированной финансовой отчетности

      В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон о консолидированной отчетности) консолидированную отчетность в соответствии Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) обязаны составлять следующие организации:

      • кредитные организации;
      • страховые организации;
      • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
      • организации, в случае если их учредительными документами или федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

      Согласно ст. 4 и 5 Закона о консолидированной отчетности годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

      АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

      Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в Центральный банк РФ. Она представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

      В соответствии со ст. 7 Закона о консолидированной отчетности публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям.

      АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

      Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения

      Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает структуру и содержание аудиторского заключения. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Оно содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

      В соответствии с правилом (стандартом) «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение включает в себя:

      Наименование: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»; Адресата: адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров или лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором о проведении аудита и т.п.; Следующие сведения об аудиторе: организационно-правовая форма и наименование, место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении; Следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности; Вводную часть. В ней приводится перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности с указанием отчетного периода и ее состава, с заявлением, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, а ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; Часть, описывающую объем аудита. В этой части дается указание на то, что аудит проведен в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»; федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности аккредитованного профессионального объединения; правилами (стандартами) аудиторской организации и другими нормативными актами. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств; Часть, содержащую мнение аудитора. Необходимо соблюдать единство формы выражения мнения аудитора, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

      Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      Нужно ли сдавать обязательное аудиторское заключение акционерного общества за 2014 год в Росстат и ИФНС?

      От: Яков Николаевич
      Тема: Нужно ли сдавать обязательное аудиторское заключение акционерного общества за 2014 год в Росстат и ИФНС?

      Вопрос:

      Узнали, что начиная с годовой отчетности за 2014 год акционерные общества, а у нас ЗАО, должны получить обязательное аудиторское заключение, а затем сдать его в статистику и в налоговую инспекцию.
      Поясните пожалуйста:

      • Какие организации обязаны проводить обязательный аудит?
      • Состав комплекта годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?
      • Срок сдачи годовой отчетности и аудиторского заключении в органы государственной статистики?
      • Срок сдачи аудиторского заключения в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет?

      Ответ:

      С 06 июня 2014 года начал действовать новый «Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденный Федеральной службой государственной статистики (Росстат), который определяет для акционерных обществ сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в органы статистики.

      Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, необходимо представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и экземпляр аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту регистрации предприятия (ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ).

      «Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» должны выполнять:

      • коммерческие и некоммерческие организации;
      • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
      • индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
      • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

      Какие организации обязаны проводить обязательный аудит?

      С 01 сентября 2014 года вступает в силу норма ГК о обязательном внешнем аудите любого акционерного общества АО (публичного и непубличного), ранее также называемых ЗАО и ОАО.

      При наличии в отчетности и аудиторском заключении сведений отнесенных к государственной тайне, то они тоже должны быть представлены с учетом требований Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

      Состав комплекта годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

      В состав сдаваемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для некоммерческой организации годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложения к ним.

      В бланках отчетов обязательно указывайте номер контактного телефона и адрес электронной почты для оперативной связи с вами представителя Росстата.

      Срок сдачи годовой отчетности и аудиторского заключении в органы государственной статистики?

      Сдать годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в органы статистики можно в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, непосредственно в органы государственной статистики, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

      Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в органы статистики не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода. В соответствии с ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ при представлении экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

      аудиторское заключение, за аудируемый период не обязательно предоставлять в органы статистики вместе с годовой отчетностью до 31 марта, а можно предоставить в течение всего года, но только не позднее 10 дней с момента его получения от аудиторов.

      Днем представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пересмотренной годовой бухгалтерской отчетности) и аудиторского заключения в органы статистики считается для отчетности и аудиторского заключения:

      • дата, указанная в отметке органа государственной статистики об их принятии, при сдаче документов непосредственно;
      • дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, при направлении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
      • дата отправки отчетности и аудиторского заключения, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении, при передаче отчета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
      Читайте также:  Сколько весит буханка белого хлеба

      Если последний день срока представления отчетности и аудиторского заключения совпадает с выходным (нерабочим) днем, то днем окончания срока представления отчетности и (или) аудиторского заключения считается следующий за ним рабочий день.

      Срок сдачи аудиторского заключения в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет?

      В п.5 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика о предоставлении в налоговые органы экземпляра годовой бухгалтерской отчетности не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

      Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе акционерного общества, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (определено ст.14 закона № 402-ФЗ и Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»), а в этом перечне аудиторского заключения нет.

      Были случаи, когда инспектор налогового органа рекомендовал обязательно сдать аудиторское заключение, мотивируя ст. 126 НК РФ и привлечением к ответственности в размере 200 руб. в случае, если аудиторское заключение не будет представлено. Однако, согласно разъяснениям в Письмах Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545 отсутствует обязанность предоставлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в ИФНС РФ.

      На текущий момент необходимость предоставлять в налоговый орган обязательное аудиторское заключение акционерного общества не установлена законом.

      В ситуации, когда организации заблокировали расчетный счет, необходимо срочно выяснить причину блокировки счета в банке через банк-клиент или позвонив в клиентский офис. Как правило, наиболее часто это происходит по инициативе налоговой инспекции по причине не сданной вовремя отчетности.

      Бухгалтерскую (финансовую) отчетность подписал генеральный директор ООО, но учредители еще не утвердили эту отчетность. Может ли быть аудиторское заключение датировано более ранней датой, чем дата утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности на общем собрании участников ООО?

      Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

      Дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку утверждение отчетности должно происходить после ознакомления участников ООО с аудиторским заключением.

      Обоснование вывода:

      Аудиторское заключение является официальным документом, который предназначен для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее — Закон N 307-ФЗ).

      Отметим, что с 01.01.2018 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее — МСА), а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ, приказы Минфина России от 09.11.2016 N 207н, от 24.10.2016 N 192н, информационное сообщение Минфина России от 27.11.2017 N ИС-аудит-19).

      Согласно п. 49 МСА 700 аудиторское заключение не должно быть датировано более ранним числом, чем дата получения аудитором достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых основано мнение аудитора о финансовой отчетности, включая доказательства того, что:

      подготовлены все отчеты, составляющие финансовую отчетность с соответствующими примечаниями;

      лица, имеющие полномочия, подтвердили, что несут ответственность за данную финансовую отчетность.

      По сути, указанная дата — это день завершения аудиторской проверки.

      Дата подписания аудиторского заключения не может быть ранее даты подписания годовой бухгалтерской отчетности. После подписания отчетность считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ)). Вместе с тем допускается совпадение даты аудиторского заключения и даты подписания годовой бухгалтерской отчетности (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

      Общее собрание участников, на котором утверждается годовой бухгалтерский баланс, проводится в сроки, определенные уставом общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года, то есть в период между 1 марта и 30 апреля каждого года (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее — Закон N 14-ФЗ).

      Как следует из положений п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, если ООО для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности привлекало аудитора, то до проведения общего собрания участников заключение аудитора по результатам такой проверки должно быть предоставлено участникам. По общему правилу заключение (наряду с другими материалами, подлежащими предоставлению участникам ООО) направляется участникам вместе с уведомлением о проведении общего собрания. Также в течение тридцати дней до проведения собрания аудиторское заключение должно быть представлено всем участникам ООО для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Более короткие сроки могут быть предусмотрены уставом ООО.

      Иными словами, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания. В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО в том числе с аудиторским заключением.

      Таким образом, проведение аудиторской проверки ООО с предоставлением участникам общества заключения аудитора по результатам такой проверки должно предшествовать утверждению годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

      Так, в постановлении Третьего ААС от 06.02.2018 N 03АП-7648/17 было отмечено, что из норм права и положений Устава ООО следует, что аудиторская проверка должна быть проведена и по ее результатам должно быть получено аудиторское заключение к тому моменту, когда информация будет доступна участникам (акционерам) перед проведением собрания, на котором будет утверждаться годовая бухгалтерская отчетность*(1).

      Законодательством предусмотрено представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (т.е. до 31 марта года, следующего за отчетным):

      в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч.ч. 1 и 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, смотрите также Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный приказом Росстата от 31.03.2014 N 220);

      в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

      Положения Закона N 402-ФЗ не увязывают между собой процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчётности. В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона N 402-ФЗ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены соответствующими федеральными законами*(2).

      Таким образом, даже если по состоянию на 31 марта (года, следующего за отчетным) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО еще не утверждена, она все равно должна быть представлена в налоговый орган и в орган государственной статистики в установленные сроки.

      Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

      вместе с такой отчетностью;

      либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

      Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

      — Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность ООО;

      — Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;

      — Энциклопедия решений. Предоставление участникам ООО информации и материалов для подготовки к общему собранию;

      — Энциклопедия решений. Подписание, утверждение и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      аудитор Овчинникова Светлана

      Контроль качества ответа:
      Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Королева Елена

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

      *(1) Здесь же судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников. Доводы ответчика об отсутствии в законе запрета на утверждение годовой отчетности общества в отсутствие аудиторского заключения не основаны на нормах Закона N 14-ФЗ.

      Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6214/11 по делу N А46-20739/2009.

      Смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2018 N Ф02-834/18 по делу N А33-6761/2017.

      *(2) В абзаце 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (действовавшего до 01.01.2013), содержалось требование о том, что представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Adblock detector