Юридические советы

Антикварное холодное оружие закон

В настоящее время в российском законодательстве, регулирующем оборот оружия, содержится противоречие, касающееся приобретения и передачи старинного (антикварного) оружия. К такому выводу пришли представители органов власти в ходе заседания КС РФ, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности ст. 1, ст. 3, ст. 6, ст. 8, ст. 13 и ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" и ч. 4 ст. 222 УК РФ. Заседание состоялось 20 мая текущего года, поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданки Н.В.Урюпиной.

"В 1997 году Урюпина получила в наследство от своего отца два немецких армейских кортика времен Веймарской республики. По ее утверждению, кортики раритетные, являются культурной ценностью, что подтверждается справкой Росохранкультуры. Регистрацию кортиков она не осуществляла, поскольку, по ее словам, вывозить и продавать их не собиралась.

Летом 2005 года Урюпина обратилась в несколько пунктов скупки, предлагавших услуги по оценке антиквариата. Сотрудник одного из них сообщил об этом в органы внутренних дел, и в отношении заявительницы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 222 УК РФ (покушение на незаконный сбыт оружия). Приговором мирового судьи она была признана виновной в совершении преступления; назначенное наказание – шесть месяцев лишения свободы (условно) с испытательным сроком один год. В 2006 году суд апелляционной инстанции сократил испытательный срок до 6 месяцев, а в 2007 году Урюпина была освобождена от наказания по амнистии, объявленной в связи со 100-летием учреждения Госдумы в России.

Заявительница продолжала настаивать на своей невиновности и обращалась в вышестоящие инстанции, в том числе в ВС РФ. Однако все решения по ее делу были оставлены без изменения. Судьи подчеркнули, что кортики находятся у нее в собственности без законного на то основания, поскольку наследование гражданского оружия производится только в случае наличия у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия (ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ).

Урюпина считает, что законодательство в сфере оборота оружия содержит ряд пробелов. Во-первых, им не регулируются правоотношения, возникающие при сбыте антикварного оружия, его копий и реплик (за исключением торговли юридическими лицами). Во-вторых, не урегулирован оборот холодного оружия, прямо не запрещенному к обороту. Также заявительница утверждает, что ч. 4 ст. 222 УК РФ устанавливает чрезмерную и необоснованную уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, так как относит к нему антикварное оружие, оборот которого, по ее мнению, не представляет общественной опасности. В связи с этим она просит признать оспариваемые нормы противоречащими Конституции РФ.

Стоит отметить, что в 2012 году в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (далее – закон об оружии) были внесены изменения 1 , направленные на регулирование оборота гражданского оружия, имеющего культурную ценность. В частности, было дано его определение: гражданское оружие, имеющее культурную ценность, – это оружие, включенное в состав Музейного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ либо подпадающее под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие. Под последним понимается огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

Также этими поправками было установлено, что такое оружие является гражданским, может приобретаться без лицензии, не требует регистрации в органах внутренних дел и хранится без разрешения на хранение оружия.

В то же время, согласно ст. 7 закона об оружии, все производимые на территории России, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия подлежат обязательному подтверждению соответствия. В 2012 году было уточнено, что обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего его подлинность.

Как отметила в ходе заседания КС РФ советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева, указанные нормы в отношении Урюпиной не применялись, так как были приняты после завершения рассмотрения ее дела в суде. Также она подчеркнула, что ст. 20 закона об оружии, согласно которой для наследования гражданского оружия у наследника обязательно должна быть лицензия на приобретение оружия, никаких изменений не претерпела, и заявительница, у которой такой лицензии нет, не обладала законным правом на кортики. Кроме того, Васильева напомнила, что право граждан на приобретение и сбыт оружия не является абсолютным и может быть ограничено законодателем, поэтому ряд ограничений, содержащихся в законе об оружии, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Татьяна Васильева, советник Генерального прокурора РФ:

"Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день содержащиеся в законе об оружии правовые нормы, регулирующие порядок приобретения и сбыта гражданами старинного (антикварного) холодного оружия после внесения изменений в 2012 году, на наш взгляд, стали противоречить друг другу. Так, согласно ч. 4 ст. 13 закона об оружии граждане вправе приобретать старинное (антикварное) холодное оружие, даже некоторые виды огнестрельного оружия, без его регистрации в органах внутренних дел и без получения лицензии. В то же время, согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 20 закона любое оружие без исключения, в том числе старинное (антикварное) холодное оружие, может быть передано одним гражданином другому, только если приобретатель имеет соответствующую лицензию и оружие будет перерегистрировано в органах внутренних дел. Данное противоречие фактически означает запрет на любой вид передачи: продажу, дарение, наследование – старинного (антикварного) холодного оружия между гражданами. Изменить сложившуюся коллизию, по нашему мнению, возможно только путем внесения изменений в закон, поскольку разрешение вопроса о том, какие действия с какими видами оружия запрещаются уголовным законом либо ограничиваются определенными правилами, относятся к компетенции федерального законодателя".

Читайте также:  Как попасть работать в таможню

Представители от Совета Федерации – Александр Саломаткин, от Минюста России – Елена Борисенко и от МВД России – Гайк Марьян также не стали отрицать наличие указанного противоречия в законодательстве, однако подчеркнули, что оно никак не влияет на оценку обстоятельств дела заявительницы, поскольку необходимых для законного владения оружием действий она не произвела. Также они отметили, что по своему назначению и техническим характеристикам армейские кортики относится, скорее, к боевому колющему оружию и, несмотря на высокую культурную ценность, не теряют своих свойств и могут угрожать жизни и здоровью людей. Наконец, они заметили, что в своем обращении в КС РФ Урюпина утверждает не столько о неконституционности оспариваемых норм, сколько о несовершенстве законодательства и необходимости внесения в него изменений. Внести поправки, устраняющие выявленные противоречия, можно в рамках законодательного процесса.

Представитель Минкультуры России Алексей Богданов сообщил, что министерство уже готовит законопроект об устранении указанной коллизии. Обратил он внимание и на еще одно противоречие: антикварное оружие относится к гражданскому (по закону), однако проведенная экспертиза кортиков заявительницы показала, что по своим характеристикам они должны относиться к боевому оружию. В связи с этим становится неясным, какими же нормами закона об оружии должны регулироваться их покупка и оборот. Также Богданов отметил, что нужно решить вопрос с обязательным подтверждением соответствия ввозимых на территорию РФ моделей гражданского служебного оружия.

"Статья 23 закона о техническом регулировании [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ – Ред.] устанавливает, что объектом подтверждения соответствия может быть только продукт, выпускающийся в обращение на территории РФ в соответствии с техническим регламентом. В настоящий момент отсутствует технический регламент в отношении антикварного оружия, и по определению такого регламента быть не может. – заявил представитель Минкультуры России. – Антикварное оружие – это старинное оружие. Какой может быть регламент на саблю XV века, на ружье XVI века? Что этот регламент подтвердит?".

В заключение Богданов подчеркнул, что раз нормы закона об оружии противоречат друг другу, они не могут быть однозначно истолкованы, а следовательно нарушают права граждан.

КС РФ примет решение по данному делу в закрытом совещании, о дате провозглашения постановления будет объявлено позднее. Следите за новостями на нашем сайте.

По российскому законодательству:

Холодное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

Метательное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

Ст. 1 Федерального закона «Об оружии»

Вопрос об отнесении конкретного предмета к холодному оружию решается только по результатам криминалистической экспертизы или сертификации. Эксперты при этом руководствуются федеральным законом «Об оружии» и криминалистическими требованиями (до недавнего времени использовались ГОСТы).

К примеру, на отнесение ножа к холодному оружию, в частности, влияют:

Некоторые виды холодного оружия запрещены, в частности выкидные ножи (пружинные, инерционные) с длиной клинка более 9 см. В современной практике изготовитель или продавец ножей сертифицируют изделия в Экспертно-Криминалистическом центре МВД РФ, получая сертификат, относящий нож к хозяйственно-бытовому инструменту (ножи кухонные, туристические, спортивные и др.), либо оружию. При приобретении ножа покупатель может получить т. н. «Информационный листок», содержащий описание ножа, экспертное заключение, его дату и номер и координаты органа, произведшего экспертизу.

Типология холодного оружия:

По российскому законодательству (ст. 2 Закона об оружии) всё оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

Читайте также:  Расшифровка к бухгалтерскому балансу образец

— Гражданское (оружие, предназначенное для использования гражданами России в целях самообороны, для занятий спортом и охоты);

— Служебное (оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством России разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия);

— Боевое ручное стрелковое и холодное (оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства России на вооружение в военизированных организациях).

Холодное оружие отдельно не подразделяется, однако в законе оговаривается, что:

— Метательное оружие выделяется в качестве отдельного от холодного оружия подтипа;

— Метательное оружие может относиться к спортивному оружию;

— Холодное клинковое оружие может относиться к охотничьему и спортивному оружию;

— Холодное клинковое оружие может быть предназначено для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.

— Холодное оружие может быть принято на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством России.

Ограничения гражданского оборота холодного оружия:

Исходя из указанного закона (ст. 6[1]), определяющего ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия, на территории Российской Федерации запрещаются следующие манипуляции с холодным оружием:

Оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

— кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов;

— холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

— оружия, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям МВД России, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

— Хранение или использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъекцированием объектов животного мира;

— Ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;

— Ношение гражданами в целях самообороны холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия.

При этом имеется в виду только холодное оружие, а не предметы, похожие на него (например, такие как нож-принадлежность столового прибора, перочинный нож и т. п.).

Для гражданского оборота холодного оружия обязательно получение соответствующих сертификатов и лицензий. Законом запрещено к обороту атипичное оружие — изготовленное самодельным способом без учета требований стандартов и технических условий.

Приобретение холодного оружия :

Право на приобретение холодного оружия самообороны, спортивного, охотничьего оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов России или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Ответственность за нарушение законодательства о холодном оружии:

Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года предусмотрена уголовная ответственность за продажу и изготовление холодного оружия:

Незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, — наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо без такового.

ч. 4 ст. 222 УК РФ

Незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, — наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

ч. 4 ст. 223 УК РФ

По административному законодательству (Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации 2001 года[7]) за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учёта, хранения, ношения или уничтожения холодного оружия (ст. 20.8 КоАП РФ), за нарушение сроков регистрации или постановки на учёт холодного оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), за пересылку такого оружия, нарушение правил его перевозки и транспортирования (ст. 20.12 КоАП РФ), за нарушение правил сертификации холодного оружия (ст. 20.14), возможно привлечение граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности (штрафу).

В этой статье я вкратце постараюсь рассказать о старинном холодном оружии (кортики, сабли, шашки и т.д.), как законодатель регулирует правоотношения и как не стать фигурантом дела по ч.4 ст. 222 УК РФ.

Читайте также:  Сайт арбитражного суда архангельской области

Давайте обратимся к трактовке части 4 самой статьи «Незаконный сбыт гражданского …, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия». Что мы имеем из этой нормы, т.е. хранение и приобретение холодного оружия законом не запрещено, а вот сбыт в любой форме (дарение, продажа и любое отчуждение) имеет признаки данного преступления. Само понятие холодное оружие дается в абз. 4, п.1, ст. 1 ФЗ «Об оружии», а п. 36.1 гл. 7 Приказа МВД России от 30.06.2017 №429 указывает на обязательные признаки, которые должно иметь оружие, но если отсутствует хотя бы один из указанных признаков, то данный предмет не является холодным оружием.

В данной статье я пишу именно о старинном антикварном холодном оружии — которое имеет культурную ценность (абз. 19) либо является антикварным оружием (абз. 20) — эти два определения разные и в этом нам снова поможет ст. 1 ФЗ «Об оружии», давайте для начала разберем первое:

оружие, имеющее культурную ценность, — оружие, включенное в состав Музейного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие;

из этой нормы следует, что должен состоять предмет на учете в Музейном фонде или завезен в Россию по таможенной декларации (обязательно должен быть договор купли-продажи и разрешение от Музейного фонда, т.к. при ввозе данный предмет автоматом становится культурной ценностью).

старинное (антикварное) оружие — огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года

здесь в случае продажи желательно провести экспертизу культурных ценностей, либо могут возникнуть проблемы и каталоги по холодному оружию не помогут. Как пример:

— Имеется копия кортика 1930-х годов по экспертизе криминалистов изготовленная примерно в 1990-х с заточенным лезвием, указывая на все признаки Приказа МВД №429 и здесь ситуация получается двоякая с одной стороны продажа запрещена, может подпадать под статью, а с другой в соответствии с абз. 6, п. 1, ст. 6 ФЗ «Об оружии»: …. за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия; — продавать копии и реплики можно. И вполне реально, чтобы возбудить дело следователь будет бить на то, что оружие холодное и не является репликой или копией. Здесь хочу отметить, что если копии и реплики сделаны в заводских условиях, то должен быть Паспорт либо Инструкция или хотя бы товарный чек (либо иной документ, чем больше тем лучше), но если кустарным образом, то ситуация может усложнится.

Суть понятна. Лучше иметь две экспертизы это культурной ценности и от криминалистов на наличие признаков.

Далее, право на приобретение в целях коллекционирования нужна лицензия (абз. 4, ст. 13 ФЗ «Об оружии»). В случаях отсутствия лицензии, предусмотрена мера наказания как административный штраф ст. 19.20 КОАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)» (есть еще ст. 20.8 КОАП РФ, но она касается огнестрельного оружия и взрывчатых веществ).

Перед продажей клинкового предмета, чтобы обезопасить себя, первым делом нужно провести экспертизу на признаки холодного оружия, если сомневаетесь (официальное письмо в МВД и сдаем свою вещь на проверку по акту приемке, но после проверки есть риск изъятия предмета). Если были установлены признаки, то следом делаем экспертизу культурных ценностей. В первом случае можно сделать бесплатно, то во втором придется заплатить и после процедуры надо будет поставить антикварное холодное оружие на учет в Музейный фонд как имеющее культурную ценность. Если же у Вас явно кортик или шашка 19 века, то лучше наоборот, сначала на определение культурной ценности, а потом с имеющей экспертизой подаете криминалистам в МВД, мне этот способ больше нравится и безопаснее будет. В сопроводительном письме указываете обязательно: имею ли я право продавать, что для этого нужно и как оформить сделку с покупателем, это для того, чтобы при продаже не возникли проблемы, то есть у Вас будет официальная бумага на продажу оружия. Продажа обязательно должна быть по договору, как и покупка.

У покупателя обязательно должна быть лицензия на приобретение, в случае отсутствия грозит административный штраф и есть риск изъятие предмета как незаконно купленное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector