Юридические советы

Акт обследования условий жизни ребенка

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

ФИО, год
рождения
Степень родства с
ребенком
Проживает
постоянно/временно/
не проживает
Участвует/не участвует в
воспитании и содержании
ребенка
>
N 4. Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения.
Содержание
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий. Такой документ составляется и при усыновлении ребенка, поступлении жалобы в государственный орган, правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п. Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

В общем случае официальных требований к содержанию актов нет. Однако Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 установлен специальный порядок и введена форма акта при проведении обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Пример акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищно-бытовых условий

20 апреля 2017 г. г. Жуковский Московская область

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.

Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.

Содержание акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу доказательства по гражданскому делу или иметь юридическое значение) является:

  1. Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
  2. Наименование документа (акт), дата и место его издания
  3. Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
  4. Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
  5. Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
  6. Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.
Читайте также:  Административное правонарушение должностного лица последствия

Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.

Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.

Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

Что выясняется при проведении обследования

При проведении обследования выявляются:

1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

  • Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
  • Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
  • Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
  • Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
  • Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

2. Семейное окружение ребенка:

  • Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
  • Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

  • Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
  • Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
  • Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
Читайте также:  Книга по технике безопасности на предприятии

4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Оформление результатов

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:

  • оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
  • выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
  • выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
    рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Уточняющие вопросы по теме

Из скольких человек должна состоять комиссия?

Памятка по заполнению акта обследования

условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

ФИО ребенка полностью. Никитин Олег Сергеевич, 10.01.2006г.р.,

1. Дата обследования: число, месяц, год. 25.01.2016г

2. Обследование произведено: указать конкретно Ф.И.О., должность членов проводивших (-его) обследование: Кузнецова Е.Л. — классный руководитель, Захарова Т.С.- педагог социальный.

3. Цель обследования: изучение условий проживания и воспитания несовершеннолетних

4. Домашний адрес, телефон: г. Миоры, ул. Набережная, д. 21., 4-31-44

5. . Состав семьи (Ф.И.О., дата рождения, место работы, должность, занятость)

ФИО матери, отца полностью, дата рождения полностью, место работы, должность; слово «безработный» использовать в случае, если мать (другой родитель) состоит на учете в центре занятости населения по безработице (указать, получает ли пособие), во всех остальных случаях писать «не работает», в случае если отец (мать) проживает отдельно, так же указать место проживания, место работы, должность.

Никитина Елена Владимировна, 23.11.1978г.р., ОАО «Миорский мясокомбинат», уборщица

Никитин Сергей Францевич, 20.12.1977 г.р., УП «Миорское ПМС», машинист бульдозера

Если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указать все сведения о сожителе. Сведения об отце не прописываются, если мать является матерью-одиночкой и отцовство не установлено (ребенок рожден от незарегистрированного брака). Если отцовство установлено, прописать все сведения об отце.

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: конкретно указать, кто занимается воспитанием и содержанием ребенка (детей) – мать, отец (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребенка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.); степень заинтересованности родителей в судьбе ребенка (посещают ли родительские собрания, контактируют ли с педагогами, уклоняются и т.д.).

Воспитанием и содержанием несовершеннолетнего занимаются оба родителя, однако мало внимания уделяют учебе сына: уклоняются от общения с классным руководителем, не всегда посещают родительские собрания.

7. Материальное положение семьи: (нужное подчеркнуть), если родители называют сумму можно указать.

· заработная плата матери;

· заработная плата отца;

· пенсия по случаю потери кормильца;

· доход от подсобного хозяйства;

8. Размер и благоустройство жилья:

Указать площадь (общую и жилую, сведения можно получить из документов на квартиру или со слов родителей), и благоустройство жилья.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего обратить внимание:

-на состояние жилого помещения: наличия существенных проблем (трещин в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, неприятных запахов внутри жилого помещения, остатков пищи на полу и мебели и пр.);

-наличие мебели, бытовой техники, ее достаточность и состояние;

Общая площадь дома — 57 кв.м, жилого помещения — 41 кв.м. Дом не благоустроен, отопление печное, отсутствует канализация, водопровод, состоит из 3-х жилых комнат. Санитарно – гигиенические требования соблюдены: в доме чисто, аккуратно, имеется необходимая мебель, бытовая техника.

Читайте также:  Как узаконить перепланировку дома на собственной земле

9. Сведения о несовершеннолетнем:

-несовершеннолетний(яя) является учащимся (указывать учреждение образования, класс полностью);

-у учащихся 1 (2) класса прописать уровень усвоения учебного материала, у остальных – средний балл; имеются ли пропуски занятий;

-указать, чем занимается ребенок в свободное от учебы время (секции, кружки, факультативы, времяпрепровождение в кругу семьи, родственников и другие увлечения ребенка);

-прописать группу здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учет, учет у врачей узкой специализации; проявляют ли родители заботу о здоровье ребенка;

— прописать с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время;

-прописать наличие режима дня ребенка и его соблюдение: время отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулки по свежему воздуху и др.

-на обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

-на обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;

Никитин Олег Сергеевич, ГУО «Миорская средняя школа №2», 5 класс, средний бал — 4.6., имеются пропуски занятий без уважительных причин. Олег посещает секцию по волейболу, факультатив «Выжигание». Ребенок здоров (2 группа здоровья), хронических заболеваний не имеет, родители заботятся о здоровье несовершеннолетнего, во время летних каникул несовершеннолетний посещал оздоровительный пришкольный лагерь. В каникулярное время находится дома с родителями. Режим дня соблюдается частично: не всегда соблюдается время отхода ко сну, подготовка домашних заданий. У несовершеннолетнего имеется отдельная комната, оборудовано место для сна, отдыха, для подготовки уроков, имеется одежда, обувь по сезону, игрушки соответствующие возрасту, книги.

10. Выводы и заключение с указанием целесообразной помощи ребенку:

Сделать вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), условиях проживания и воспитания ребенка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребенка все необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения; оказать помощь несовершеннолетнему; если кто-либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться; если нет чего-либо, необходимого для ребенка, — приобрести; если есть трудности в его воспитании – обратиться к специалистам учреждения образования и социально-педагогический центр за помощью и т.д.; мотивированное заключение о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

Обстановка в семье стабильная, условия проживания ребенка благоприятные, имеется все необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения. Однако родителям необходимо обратить внимание на успеваемость сына, поддерживать связь с классным руководителем, посещать родительские собрания в школе, контролировать подготовку несовершеннолетнего к урокам, не допускать пропусков занятий в школе без уважительных причин, контролировать соблюдение основных моментов режима дня ребенка.

Оценка санитарно-гигиенического состояния жилого помещения:

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и т.и.)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и т.д.)

Антисанитарные условия в кухне (грязная, битая посуда, пищевые отходы, пустые бутылки от спиртных напитков, окурки сигарет и т.д.)

Неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие спального места у ребенка)

Отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка

Оценка условий воспитания и семейного климата:

Отсутствие игрушек, книг, игр

Отсутствие места для игр

Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, чужих посторонних людей

Следы побоев у членов семьи (у взрослых, детей)

Наличие в доме родителей, родственников с тяжелым формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение к посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения между членами семьи друг к другу

Внешние поведенческие признаки несовершеннолетнего,

находящегося в социально опасном положении

· Систематические опоздания в школу.

· Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).

· Боится идти домой.

· Убегает из дома.

· В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

· Часто отсутствует в школе без уважительных причин.

· Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье и т.д.).

· Совершает само повреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьётся головой о стену и др.).

· Замкнут или депрессивен.

· Избегает физического контакта.

· Имеет следы побоев.

· Носит скрывающую тело одежду, неподходящую по погоде (отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви).

· Имеет неопрятный внешний вид.

· Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.

· Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.

· Преобладает низкая самооценка.

· Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

· Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

· Истерическая, эмоциональная неуверенность.

· Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии или с запахом спиртного (эпизодически/ систематически)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector