Юридические советы

254 257 Гражданского процессуального кодекса российской федерации

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 июня 2015 г. N 14-П часть первая статьи 256 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу

1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Текст статьи 257 ГПК РФ в новой редакции.

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

N 138-ФЗ, ГПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 257 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.

1. Статья 257 ГПК устанавливает срок рассмотрения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего и круг субъектов, с участием которых проводится судебное заседание. Одной из специфических особенностей процессуальной формы рассматриваемой категории дела выступает установление сокращенных сроков рассмотрения заявлений, а именно 10 дней. При этом данный срок начинает свое течение с момента возбуждения гражданского дела и охватывается как стадией подготовки дела к судебному разбирательству, так и судебным разбирательством.

Субъектами участия в судебном заседании закон указывает заявителя и руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспаривается. Названные субъекты должны быть надлежащим образом извещены судом о дате и времени рассмотрения дела. Соблюдение данного условия ставится в основу решения вопроса о возможности рассмотрения дела при неявке кого-либо из названных участников.

2. Применительно к рассматриваемой категории дела закон не устанавливает правила об обязательном участии субъектов в судебном заседании. Вместе с тем при решении вопроса о последствиях неявки в суд участников необходимо учитывать следующие положения. Во-первых, соблюдение относительно участников процесса порядка надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания (гл. 10 ГПК). Несоблюдение такового лишает суд право проводить судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц. Тогда как неявка в судебное заседание кого-либо из названных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления. Во-вторых, необходимо учитывать общие положения, регламентированные в гл. 23 ГПК и, в частности в ч. 4 ст. 246 ГПК, в соответствии с которыми суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В этом случае при неявке указанных субъектов суд обязан выяснить причины их неявки с целью решения вопроса о наложении на них штрафа при неявке по неуважительным причинам.

Судебное заседание по делам об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих проводится по общим правилам с изъятиями, установленными законом относительно дел публично-правового производства (гл. 23 ГПК).

Следующий комментарий к статье 257 ГПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 257 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Под гражданином в настоящей статье понимается заявитель.

2. Заявление должно быть рассмотрено судом в десятидневный срок с момента его подачи по общим правилам ГПК РФ с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены главой 25 ГПК РФ так, чтобы это не противоречило действующему Закону РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

3. Установив, что государственный орган, орган местного самоуправления и т.п. реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.

Читайте также:  Дом стоит на границе земельного участка

4. Если к моменту рассмотрения заявления должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения заявления суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя.

5. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не являются препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается заявление, оспаривающее первое решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица).

6. Учитывая, что участие в судебном разбирательстве гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, способствует наиболее полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, суду рекомендуется надлежащим образом известить указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, а в случае их неявки — выяснить причины отсутствия.

7. При неявке этих лиц в судебное заседание, если нет сведений о вручении им судебных извещений либо если причина отсутствия является уважительной, суду следует в соответствии со ст. 167 ГПК РФ отложить разбирательство дела.

8. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если представитель административного органа (должностного лица) умышленно затягивает производство по делу.

9. В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

10. В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:

— соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;

— соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления. Так, при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Министерства обороны РФ (п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132) и организует призыв на военную службу (ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

11. В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.

12. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

13. В целях правильного рассмотрения и разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. За неисполнение требований суда о представлении доказательств должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере, установленном частью 2 статьи 249 ГПК РФ.

14. В связи с тем что в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ и со ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, судам в порядке подготовки дела к судебному разбирательству необходимо истребовать и приобщать к материалам дела тексты конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия законодательных (представительных), высших исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и иных органов государственной власти, а также порядок принятия ими ненормативных правовых актов или осуществления действий, если таковой установлен.

Читайте также:  Как удалить моя лента в яндекс картинки

15. При подготовке к судебному разбирательству дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления в каждом случае надлежит истребовать и приобщать к материалам дела текст устава данного муниципального образования, поскольку в нем определена структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и полномочия, а в необходимых случаях — также тексты конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, которыми определяются отдельные полномочия представительных органов муниципальных образований (ч. ч. 1 — 3 ст. 34, ч. 11 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями)).

16. При оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать к материалам дела тексты должностных инструкций, регламентов, положений, приказов, определяющих полномочия указанных лиц.

17. При подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:

— соблюдение срока обращения с заявлением в суд;

— законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

18. В целях соблюдения установленного ч. 1 ст. 257 ГПК РФ срока рассмотрения дел данной категории суду следует принимать меры к надлежащему и наиболее быстрому извещению лиц, обратившихся в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия), а также заинтересованных лиц (их представителей) о времени и месте судебного разбирательства. В отсутствие лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, дело может быть рассмотрено в случае, если имеются данные об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.

19. При невозможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованных лиц суд, признав обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ), откладывает разбирательство дела на основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ.

20. В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа в пределах, установленных ч. 4 ст. 246 ГПК РФ.

21. Фактам неявки представителя органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, принявших решение, совершивших действие (бездействие), может быть дана соответствующая оценка не только судом первой инстанции (ст. 226 ГПК РФ, ч. 4 ст. 246 ГПК РФ), но и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции (ст. 320 ГПК РФ), в частности при обсуждении вопросов о представленных органом или должностным лицом новых доказательствах, а также при рассмотрении дела судом кассационной инстанции .

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" // Вестник Верховного Суда РФ. 2009. N 4.

22. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.

23. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

24. В то же время регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество .

Читайте также:  Как заполнить декларацию о доходах госслужащих 2018

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7.

25. При рассмотрении дел данной категории судам рекомендуется вскрывать нарушения закона в сфере публичных правоотношений и реагировать путем вынесения частных определений на выявленные факты нарушения законности со стороны отдельных должностных лиц, а также на недостатки в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

26. О порядке исчисления процессуальных сроков см. содержание и комментарий к ст. ст. 107, 108 ГПК РФ.

27. См. также комментарий к ст. ст. 249, 258 ГПК РФ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Никулинский районный суд

в составе председательствующего судьи Борисовой И.В.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа во внесении изменений в договор социального найма,

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, указав в нем, что ФИО5 является нанимателем квартиры по адресу: на основании договора социального найма. ФИО5 вселил заявителя в указанное жилое помещение в качестве члена семьи – жены сына ФИО8 На обращение в УДЖП и ЖФ в ЗАО им было отказано во вселении, внесении изменений в договор социального найма.

В судебном заседании заявитель поддержал заявление.

Представитель ДЖП и ЖФ в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель УДЖП и ЖФ в ЗАО в суд явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

ФИО5, ФИО3, ФИО4 в суд не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявления ФИО1

Суд, выслушав объяснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ между ДЖП и ЖФ (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения №, по которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование для проживания жилое помещение, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире по адресу: . Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются в качестве членов его семьи жена – ФИО3, сын – ФИО4 (л.д.18).

Согласно выписке из домовой книги, финансовому лицевому счету в квартире по адресу: зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, его жена ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (л.д.11,12).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 заключил брак с ФИО1 – заявителем по делу (л.д.10).

ФИО5 обратился с заявлением в УДЖП и ЖФ в ЗАО о внесении изменений в договор социального найма в связи с вселением жены сына.

Письмом УДЖП и ЖФ в ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что его обращение в УДЖП и ЖФ в ЗАО о вселении жены в жилое помещение по адресу: рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии при префекте ЗАО (протокол №), которая рекомендовала в просьбе отказать (л.д.8).

Из объяснений заявителя установлено, что она была вселена на спорную площадь в качестве члена семьи.

В соответствии с ч.2 ст.70 ЖК РФ вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

Согласно ч.1,3 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Таким образом, отказ во внесении соответствующих изменений в договор социального найма является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257 ГПК РФ, суд

Обязать ДЖП и ЖФ в лице Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда в Западном административном округе внести изменения в договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ДЖП и ЖФ на жилое помещение по адресу: , включив в него в качестве члена семьи нанимателя ФИО6.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector